Приложение 2 к основной образовательной программе среднего общего образования ПРОГРАММА по компьютерной графике ФГОС Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10-11 класс) Количество часов 67 Уровень Учителя: Дождикова С.Н. Срок реализации: 2020 - 2022 гг. базовый Пояснительная записка Данный курс входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физикоматематический, технологический, универсальное обучение. Базируется на дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ». Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена для расширения профессиональных знаний учащихся по использованию персонального компьютера. Она открывает возможность получения новых знаний и умений в области работы на ПК, пользующейся спросом на рынке труда. Целью программы является подготовка квалифицированных пользователей персональных компьютеров из числа школьников выпускных классов, знающих не только основы работы на ПК, но и умеющих работать с графикой, в издательской системе, а так же работать в Интернете, создавать сайты и т.п. Тематический план составлен по программе дополнительного профессионального образования «Системы автоматизированного проектирования. КОМПАС-3D НП «Центр образования и бизнеса «Гарант». Теоретические занятия состоят из лекций и семинаров с демонстрацией на персональном компьютере работы устройств, команд, программ, собеседований, созданием и объяснением конкретных ситуаций. Практические занятия предполагают самостоятельную работу на персональных компьютерах под руководством учителя с обучающими программами, пакетами прикладных программ. Целью практического обучения является приобретение обучающимися практических навыков в работе на компьютере со знанием компьютерной графики. В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения всех требований и правил безопасности труда. В этих целях преподаватель помимо изучения общих правил безопасности труда, предусмотренных программами, должны при изучении каждой темы обращать внимание обучаемых на правила безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном случае. К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно выполнять все работы, предусмотренные квалификационными требованиями. Итоговый зачет проводится в конце темы. Цели, задачи и образовательные результаты Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной компетентности в области технического проецирования и моделирования с использованием информационных компьютерных технологий, так и информационной и коммуникативной компетентности для личного развития и профессионального самоопределения. Для этого решаются следующие задачи: 1. ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков, дизайнеров; 2. овладение практическими навыками работы с современными графическими программными средствами; 3. обучение выработке мотивированной постановки задачи проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального алгоритма действий; 4. овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в разработке и реализации проектов моделей объектов; 5. индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественноматематических и технологических дисциплин, основывающихся на использовании современных систем компьютерного проектирования и моделирования. Задачи решаются посредством: 1. проведение теоретических и практических занятий по тематике курса; 2. выборы различных заданий для самостоятельной работы; 3. углубленного изучения тематики посредством подготовки рефератов; 4. самостоятельного выбора учениками объекта проектирования, разработки и публичной защиты проекта; 5. использование в ходе реализации индивидуального проекта различных информационных ресурсов; 6. выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на проектирование и компьютерное моделирование различных объектов Планируемые результаты обучения У учащихся должно сложиться представление о: 1. эволюции развития систем автоматизированного проектирования (САПР); 2. задачах и основных этапах проектирования; 3. общих вопросах построения композиции и технического дизайна; 4. основных способах работы с прикладной компьютерной системой автоматизированного проектирования Компас 3D; 5. основных принципах моделирования трехмерных объектов компьютерных системах; 6. путях повышения своей компетентности через овладения навыками компьютерного проектирования и моделирования. Участие в занятиях должно помочь учащимся: 1. понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании окружающей человека предметной среды; 2. повысить свою компетентность в области компьютерного проектирования; 3. повысить свою информационную и коммуникативную компетентность. Учащиеся будут знать: 1. характеристики и основные принципы построения композиции при создании графических изображений; 2. основные принципы освещения объектов на предметной плоскости; 3. основные понятия, способы и типы компьютерной графики, особенности воспроизведения графики на экране монитора и при печати на принтере; 4. принципы работы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования в программе Компас 3D, приемы использования меню, командной строки, панели инструментов, строки состояния; 5. основные методы моделирования графических объектов на плоскости; 6. системные способы нанесения размеров на чертеж и их редактирование; 7. принципы работы в системе трехмерного моделирования в программе Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций, командными панелями; 8. приемы формирования криволинейных поверхностей; 9. особенности системного трехмерного моделирования; 10. приемы моделирования материалов. Учащиеся будут уметь: 1. использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас 3D; 2. создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели) объектов проектирования средствами компьютерной прикладной системы; 3. использовать основные команды и режимы системы трехмерного моделирования. Учащиеся приобретут навыки: 1. построения композиции при создании графических изображений; 2. использования меню, командной строки, строки состояния прикладной компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас 3D; 3. нанесение размеров на чертеж; 4. работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в системе трехмерного моделирования; 5. создание криволинейных поверхностей моделей объектов; 6. проектирования несложных трехмерных моделей объектов; 7. работы в группе над общим проектом. Тематический план курса Курс рассчитан на два года обучения. Занятия проводятся по одному часу в неделю. В рамках курса общим объемом 70 часов предполагается развитие пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих труд в сфере конструирования. Курс не требует серьезного знания математического аппарата и языков программирования. Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет собой законченный учебный модуль, включающий теоретический материал, практические упражнения, задания для самостоятельной работы. Преподавание курса включает традиционные формы работы с учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно. Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия. № урока Календарно-тематическое планирование 10 класс Разделы 1. Введение 1 2 3 4 5 6 7 2.Геометрические объекты 1 2 3 4 5 6 7 3. Создание объектов 1 2 3 4 5 6 7 4. Редактирование 1 2 3 4 5 6 5. Создание чертежей 1 2 3 4 5 Темы Кол-во часов Введение в программу Компас 3D Интерфейс программы Компас 3D Основные типы документов Электронный учебник в программе Компас 3D Единицы измерения и системы координат Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель Инструментальная панель Инструмент «отрезок» Инструмент «окружность» Инструмент «вспомогательная прямая» Инструмент «дуга» Инструменты «фаска и скругление» Самостоятельная работа по теме «Геометрические объекты» Глобальные привязки Локальные привязки Практическая работа по теме «Построение геометрических деталей» Лекальные кривые Сопряжение Общие сведения о размерах Самостоятельная работа по теме «Постановка размеров» Редактирование детали Операции «сдвиг» и «копирование» Операция «Удаление части объекта» Операция «Симметрия» Операция «Масштабирование» Самостоятельная работа по теме «Редактирование детали» Управление листами Текстовый редактор Практическая работа «Текстовый редактор» Работа с таблицами Практическая работа «Работа с таблицами» 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 по теме 7 1 1 1 по теме 1 1 Дата проведения 6 7 Повторение Итого 1 Общие сведения о печати графических документов Зачет по теме «Моделирование в программе Компас 2D» 1 1 1 35 11 класс № урока Разделы 1 1.Трехмерное моделирование 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 2. Создание рабочего чертежа Темы Повторение основных понятий в программе Компас 3D Кол-во часов 1 15 Общие принципы моделирования Основные термины моделирования Эскизы, контуры, операции Моделирование деталей Дерево модели Редактирование в дерево модели Панель редактирования детали Операция выдавливания Практическая работа по теме «Операция Выдавливания» Операция «вырезать выдавливанием» Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «ребро жесткости» Операция «зеркальный массив» Практическая работа по теме «Редактирование детали» Создание тел вращения Выбор главного вида детали Ассоциативные виды Примы работы с ассоциативными видами Построение ассоциативных видов Построение простых разрезов Построение сложных разрезов Местный разрез Вид с разрывом Практическая работа по теме «Создание рабочего чертежа» Создание кинематического элемента Построение элементов по сечениям Практическая работа по теме «Построение элементов по 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата проведения 13 3.Библиотеки 1 2 3 4 5 Итого сечениям» Построение кривых пространственных Использование менеджерабиблиотек Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений Заполнение спецификации Импорт и экспорт графических документов. Печать Зачет (по курсу Компас 3D) 1 5 1 1 1 1 1 34 Содержание курса 10 класс I Введение. Цели и задачи курса. (7 часов) Основное содержание Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D – 9LT. Основные типы документов. Электронный учебник в программе Компас 3D. Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и оформление панели свойств. Компактная панель. Формы организации учебных занятий Лекции – 3ч., практические работы – 4ч. II Геометрические объекты. (7 часов). Основное содержание Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент «окружность». Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга». Инструменты «фаска и скругление». Формы организации учебных занятий Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч. III Создание объектов (7 часов) Основное содержание Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических деталей. Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка размеров. Формы организации учебных занятий Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч. IV Редактирование (6 часов) Основное содержание Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция «Удаление части объекта». Операция «Симметрия». Операция «Масштабирование». Редактирование детали. Формы организации учебных занятий Лекции – 1ч., практические работы – 4ч., самостоятельная работа – 1ч. V Создание чертежей (7 часов) Основное содержание Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие сведения о печати графических документов. Формы организации учебных занятий Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., зачет – 1ч. 11 класс I Трехмерное моделирование (15 часов) Основное содержание Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования. Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели. Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция выдавливания. Операция «вырезать выдавливанием». Операция «ребро жесткости». Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование. Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения. Формы организации учебных занятий Лекции – 2ч., практические работы – 11ч., самостоятельная работа – 2ч. II Создание рабочего чертежа (13часов) Основное содержание Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Примы работы с ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов. Построение простых разрезов. Построение сложных разрезов. Местный разрез. Вид с разрывом. Создание кинематического элемента. Построение элементов по сечениям. Построение пространственных кривых. Формы организации учебных занятий Лекции – 1ч., практические работы – 10ч., самостоятельная работа – 2ч. III Библиотеки (5 часов) Основное содержание Использование менеджера-библиотек. Использование библиотек в построении стандартных резьбовых соединений. Заполнение спецификации. Импорт и экспорт графических документов. Печать. Формы организации учебных занятий Лекции –2ч., практические работы – 2ч., зачет – 1ч. Методы преподавания и учения Предполагается использовать: 1. лекции в незначительном объеме при освещении основных положений изучаемой темы; 2. практические занятия для разбора типовых приемов автоматизированного моделирования и проектирования; 3. индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя консультирующая). Формы контроля Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах школьных проектов. Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка. Фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но и то, какие качества личности и какие умения при этом развились, и на сколько они сформировались. Требования к аппаратным средствам Система КОМПАС 3D LT предназначена для использования на персональных компьютерах типа IBM PC 486/Pentium, работающих под управлением русскоязычной (локализованной) либо корректно русифицированной версии операционных систем MS Windows 95/98/NT/2000. Минимально возможная конфигурация компьютера для установки и запуска системы: • процессор 486DX2-66; • оперативная память 16 Мб; • графический адаптер SVGA с видеопамятью 512 кб (поддерживающий разрешение не менее 800*600*16 цветов); • цветной монитор SVGA; • привод CD-ROM; • свободное пространство на жестком диске не менее 20 Мб; • манипулятор «мышь», совместимый с MS Mouse. Характеристики компьютера, рекомендуемые для эффективной работы с КОМПАС 3D LT: • процессор Pentium 133 и выше; • оперативная память 32 Мб; • графический адаптер SVGA с видеопамятью 1 Мб и более (поддерживающий разрешение не менее 800*600*256 цветов); • цветной монитор SVGA с размером диагонали экрана 17" и более. Литература В помощь учителю черчения можно рекомендовать ресурсы Интернета по применению систем КОМПАС 3D: 1. Образовательный сайт: http://www.kompas-edu.ru 2. Сайт АСКОН: http://www.ascon.ru 3. Сайт технической поддержки: http://kompas-kolomna.ru/forum 4. Сайт методического объединения учителей черчения Великого Новгорода: http://cherchenie.ru 5. http://zaharovvj.blogspot.ru/2011/03/8_15.html 6. http://zaharovvj.blogspot.ru/p/blog-page_18.html 7. Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и практических работ в системе Компас – График и Компас 3D» издательство ООО «Медиа – Сервис 2004». 8. Электронный учебник «Обучение Компас – График и Компас 3D» издательство ООО «Медиа – Сервис 2016». 4. Электронная книга И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016. 9. В.В.Степакова Карточки - задания по черчению. - 8 класс. 64 стр., М.; Просвещение, 2017.pdf 10. Занимательное черчение. Книга для учащихся,4-е издание, переработанное и дополненное Воротников Илья Алексеевич djvu 11. Архитектурное черчение. Справочник Ткач Д.И. и др. djvu 12. Занимательное черчение. Книга для учащихся,4-е издание, переработанное и дополненное. Воротников Илья Алексеевич. 13. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе: Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2015. 14. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В помощь учителю черчения. – М.: Школа – Пресс, 2017. 15. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2016.