Компьютерная Графика 10-11 класс

Приложение 2
к основной
образовательной программе
среднего общего образования

ПРОГРАММА

по компьютерной графике
ФГОС

Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10-11 класс)
Количество часов 67

Уровень

Учителя: Дождикова С.Н.
Срок реализации: 2020 - 2022 гг.

базовый

Пояснительная записка
Данный курс входит в состав профиля обучения средней ступени
школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физикоматематический, технологический, универсальное обучение. Базируется на
дисциплинах «Черчение», «Геометрия», «Информатика и ИКТ».
Настоящая дополнительная образовательная программа предназначена
для расширения профессиональных знаний учащихся по использованию
персонального компьютера.
Она открывает возможность получения новых знаний и умений в
области работы на ПК, пользующейся спросом на рынке труда.
Целью программы является подготовка квалифицированных
пользователей персональных компьютеров из числа школьников выпускных
классов, знающих не только основы работы на ПК, но и умеющих работать с
графикой, в издательской системе, а так же работать в Интернете, создавать
сайты и т.п.
Тематический план составлен по программе дополнительного
профессионального образования «Системы автоматизированного
проектирования. КОМПАС-3D НП «Центр образования и бизнеса «Гарант».
Теоретические занятия состоят из лекций и семинаров с демонстрацией
на персональном компьютере работы устройств, команд, программ,
собеседований, созданием и объяснением конкретных ситуаций.
Практические занятия предполагают самостоятельную работу на
персональных компьютерах под руководством учителя с обучающими
программами, пакетами прикладных программ.
Целью практического обучения является приобретение обучающимися
практических навыков в работе на компьютере со знанием компьютерной
графики.
В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на
необходимость прочного усвоения и выполнения всех требований и правил
безопасности труда. В этих целях преподаватель помимо изучения общих
правил безопасности труда, предусмотренных программами, должны при
изучении каждой темы обращать внимание обучаемых на правила
безопасности труда, которые необходимо соблюдать в каждом конкретном
случае.
К концу обучения каждый обучаемый должен уметь самостоятельно
выполнять все работы, предусмотренные квалификационными требованиями.
Итоговый зачет проводится в конце темы.

Цели, задачи и образовательные результаты
Курс преследует цель формирования у учащихся как предметной
компетентности в области технического проецирования и моделирования с
использованием информационных компьютерных технологий, так и
информационной и коммуникативной компетентности для личного развития
и профессионального самоопределения.
Для этого решаются следующие задачи:
1. ознакомление с предметом автоматизированного проектирования и
профессиональной деятельностью инженеров-проектировщиков,
дизайнеров;
2. овладение практическими навыками работы с современными
графическими программными средствами;
3. обучение выработке мотивированной постановки задачи
проектирования, ее творческого осмысления и выбор оптимального
алгоритма действий;
4. овладение навыками индивидуальной и групповой деятельности в
разработке и реализации проектов моделей объектов;
5. индивидуальная и множественная мотивация к изучению естественноматематических и технологических дисциплин, основывающихся на
использовании современных систем компьютерного проектирования и
моделирования.
Задачи решаются посредством:
1. проведение теоретических и практических занятий по тематике
курса;
2. выборы различных заданий для самостоятельной работы;
3. углубленного изучения тематики посредством подготовки
рефератов;
4. самостоятельного выбора учениками объекта проектирования,
разработки и публичной защиты проекта;
5. использование в ходе реализации индивидуального проекта
различных информационных ресурсов;
6. выполнение как индивидуальных, так и групповых заданий на
проектирование и компьютерное моделирование различных
объектов

Планируемые результаты обучения
У учащихся должно сложиться представление о:
1. эволюции развития систем автоматизированного проектирования
(САПР);
2. задачах и основных этапах проектирования;
3. общих вопросах построения композиции и технического дизайна;
4. основных способах работы с прикладной компьютерной системой
автоматизированного проектирования Компас 3D;
5. основных принципах моделирования трехмерных объектов
компьютерных системах;
6. путях повышения своей компетентности через овладения навыками
компьютерного проектирования и моделирования.
Участие в занятиях должно помочь учащимся:
1. понять роль и место конструктора-проектировщика в формировании
окружающей человека предметной среды;
2. повысить свою компетентность в области компьютерного
проектирования;
3. повысить свою информационную и коммуникативную компетентность.
Учащиеся будут знать:
1. характеристики и основные принципы построения композиции при
создании графических изображений;
2. основные принципы освещения объектов на предметной плоскости;
3. основные понятия, способы и типы компьютерной графики,
особенности воспроизведения графики на экране монитора и при
печати на принтере;
4. принципы работы прикладной компьютерной системы
автоматизированного проектирования в программе Компас 3D, приемы
использования меню, командной строки, панели инструментов, строки
состояния;
5. основные методы моделирования графических объектов на плоскости;
6. системные способы нанесения размеров на чертеж и их
редактирование;
7. принципы работы в системе трехмерного моделирования в программе
Компас 3D, основные приемы работы с файлами, окнами проекций,
командными панелями;
8. приемы формирования криволинейных поверхностей;
9. особенности системного трехмерного моделирования;
10. приемы моделирования материалов.
Учащиеся будут уметь:
1. использовать основные команды и режимы прикладной компьютерной
системы автоматизированного проектирования Компас 3D;

2. создавать и вносить изменения в чертежи (двухмерные модели)
объектов проектирования средствами компьютерной прикладной
системы;
3. использовать основные команды и режимы системы трехмерного
моделирования.
Учащиеся приобретут навыки:
1. построения композиции при создании графических изображений;
2. использования меню, командной строки, строки состояния прикладной
компьютерной системы автоматизированного проектирования Компас
3D;
3. нанесение размеров на чертеж;
4. работа с файлами, окнами проекций, командными панелями в системе
трехмерного моделирования;
5. создание криволинейных поверхностей моделей объектов;
6. проектирования несложных трехмерных моделей объектов;
7. работы в группе над общим проектом.
Тематический план курса
Курс рассчитан на два года обучения. Занятия проводятся по одному
часу в неделю. В рамках курса общим объемом 70 часов предполагается
развитие пользовательских навыков работы с ПВЭМ, использование
готовых программных продуктов, облегчающих и автоматизирующих
труд в сфере конструирования. Курс не требует серьезного знания
математического аппарата и языков программирования.
Курс построен по модульному принципу. Каждая тема представляет
собой законченный учебный модуль, включающий теоретический
материал, практические упражнения, задания для самостоятельной
работы.
Преподавание курса включает традиционные формы работы с
учащимися: лекционные, практические занятия и самостоятельную
работу. Все эти формы проводятся в компьютерном классе. Практические
занятия проводятся по одному заданию для всех одновременно.
Самостоятельная работа предназначена для выполнения индивидуального
задания. Упор в усвоении курса сделан на практические занятия.

№
урока

Календарно-тематическое планирование 10 класс
Разделы

1. Введение

1
2
3
4
5
6
7

2.Геометрические
объекты

1
2
3
4
5
6
7
3. Создание объектов
1
2
3

4
5
6
7
4. Редактирование
1
2
3
4
5
6
5. Создание чертежей
1
2
3
4
5

Темы

Кол-во
часов

Введение в программу Компас 3D
Интерфейс программы Компас 3D
Основные типы документов
Электронный
учебник
в
программе Компас 3D
Единицы измерения и системы
координат
Панель свойств. Настройки и
оформление панели свойств.
Компактная панель
Инструментальная панель
Инструмент «отрезок»
Инструмент «окружность»
Инструмент
«вспомогательная
прямая»
Инструмент «дуга»
Инструменты
«фаска
и
скругление»
Самостоятельная работа по теме
«Геометрические объекты»
Глобальные привязки
Локальные привязки
Практическая работа по теме
«Построение
геометрических
деталей»
Лекальные кривые
Сопряжение
Общие сведения о размерах
Самостоятельная работа по теме
«Постановка размеров»
Редактирование детали
Операции
«сдвиг»
и
«копирование»
Операция
«Удаление
части
объекта»
Операция «Симметрия»
Операция «Масштабирование»
Самостоятельная работа по теме
«Редактирование детали»
Управление листами
Текстовый редактор
Практическая работа
«Текстовый редактор»
Работа с таблицами
Практическая работа
«Работа с таблицами»

7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1

1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1

по

теме

7
1
1
1

по

теме

1
1

Дата
проведения

6
7
Повторение
Итого

1

Общие
сведения
о
печати
графических документов
Зачет по теме «Моделирование в
программе Компас 2D»

1
1
1
35

11 класс
№
урока

Разделы

1
1.Трехмерное
моделирование
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12
13
14
15

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

2.
Создание
рабочего чертежа

Темы
Повторение основных понятий в
программе Компас 3D

Кол-во
часов
1
15

Общие принципы моделирования
Основные
термины
моделирования
Эскизы, контуры, операции
Моделирование деталей
Дерево модели
Редактирование в дерево модели
Панель редактирования детали
Операция выдавливания
Практическая работа по теме
«Операция Выдавливания»
Операция
«вырезать
выдавливанием»
Построение
объемных
геометрических
тел
в
3D
моделирование.
Операция «ребро жесткости»
Операция «зеркальный массив»
Практическая работа по теме
«Редактирование детали»
Создание тел вращения
Выбор главного вида детали
Ассоциативные виды
Примы работы с ассоциативными
видами
Построение ассоциативных видов
Построение простых разрезов
Построение сложных разрезов
Местный разрез
Вид с разрывом
Практическая работа по теме
«Создание рабочего чертежа»
Создание
кинематического
элемента
Построение
элементов
по
сечениям
Практическая работа по теме
«Построение
элементов
по

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

13
3.Библиотеки
1
2

3
4
5
Итого

сечениям»
Построение
кривых

пространственных

Использование
менеджерабиблиотек
Использование
библиотек
в
построении
стандартных
резьбовых соединений
Заполнение спецификации
Импорт и экспорт графических
документов. Печать
Зачет (по курсу Компас 3D)

1
5
1
1

1
1
1
34

Содержание курса
10 класс
I Введение. Цели и задачи курса. (7 часов)
Основное содержание
Введение в программу Компас 3D. Интерфейс программы Компас 3D – 9LT.
Основные типы документов. Электронный учебник в программе Компас 3D.
Единицы измерения и системы координат. Панель свойств. Настройки и
оформление панели свойств. Компактная панель.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 3ч., практические работы – 4ч.
II Геометрические объекты. (7 часов).
Основное содержание
Инструментальная панель. Инструмент «отрезок». Инструмент
«окружность». Инструмент «вспомогательная прямая». Инструмент «дуга».
Инструменты «фаска и скругление».
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч.
III Создание объектов (7 часов)
Основное содержание
Глобальные привязки. Локальные привязки. Построение геометрических
деталей. Лекальные кривые. Общие сведения о размерах. Постановка
размеров.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., самостоятельная работа – 1ч.
IV Редактирование (6 часов)
Основное содержание
Редактирование детали. Операции «сдвиг» и «копирование». Операция
«Удаление части объекта». Операция «Симметрия». Операция
«Масштабирование».
Редактирование детали.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 4ч., самостоятельная работа – 1ч.
V Создание чертежей (7 часов)
Основное содержание
Управление листами. Текстовый редактор. Работа с таблицами. Общие
сведения о печати графических документов.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 5ч., зачет – 1ч.

11 класс
I Трехмерное моделирование (15 часов)
Основное содержание
Общие принципы моделирования. Основные термины моделирования.
Эскизы, контуры, операции. Моделирование деталей. Дерево модели.
Редактирование в дерево модели. Панель редактирования детали. Операция
выдавливания. Операция «вырезать выдавливанием». Операция «ребро
жесткости». Построение объемных геометрических тел в 3D моделирование.
Операция «зеркальный массив». Создание тел вращения.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 2ч., практические работы – 11ч., самостоятельная работа – 2ч.
II Создание рабочего чертежа (13часов)
Основное содержание
Выбор главного вида детали. Ассоциативные виды. Примы работы с
ассоциативными видами. Построение ассоциативных видов. Построение
простых разрезов. Построение сложных разрезов.
Местный разрез. Вид с разрывом. Создание кинематического элемента.
Построение элементов по сечениям. Построение пространственных кривых.
Формы организации учебных занятий
Лекции – 1ч., практические работы – 10ч., самостоятельная работа – 2ч.
III Библиотеки (5 часов)
Основное содержание
Использование менеджера-библиотек. Использование библиотек в
построении стандартных резьбовых соединений. Заполнение спецификации.
Импорт и экспорт графических документов. Печать.
Формы организации учебных занятий
Лекции –2ч., практические работы – 2ч., зачет – 1ч.

Методы преподавания и учения
Предполагается использовать:
1. лекции в незначительном объеме при освещении основных положений
изучаемой темы;
2. практические занятия для разбора типовых приемов
автоматизированного моделирования и проектирования;
3. индивидуальную (самостоятельную) работу (роль преподавателя
консультирующая).
Формы контроля
Это теоретические зачеты, отчеты по самостоятельным и практическим
работам, оценка разработанных проектов с учетом их участия в конкурсах
школьных проектов.
Из способов оценивания предлагается мониторинговая модель, как
наблюдение за работой, описание особенностей поведения ребенка.
Фиксируются не только эффективность выполнения учебных заданий, но
и то, какие качества личности и какие умения при этом развились, и на
сколько они сформировались.
Требования к аппаратным средствам
Система КОМПАС 3D LT предназначена для использования на
персональных компьютерах типа IBM PC 486/Pentium, работающих под
управлением русскоязычной (локализованной) либо корректно
русифицированной версии операционных систем MS Windows
95/98/NT/2000.
Минимально возможная конфигурация компьютера для установки и
запуска системы: • процессор 486DX2-66; • оперативная память 16 Мб; •
графический адаптер SVGA с видеопамятью 512 кб (поддерживающий
разрешение не менее 800*600*16 цветов); • цветной монитор SVGA; •
привод CD-ROM; • свободное пространство на жестком диске не менее 20
Мб; • манипулятор «мышь», совместимый с MS Mouse.
Характеристики компьютера, рекомендуемые для эффективной работы
с КОМПАС 3D LT: • процессор Pentium 133 и выше; • оперативная память
32 Мб; • графический адаптер SVGA с видеопамятью 1 Мб и более
(поддерживающий разрешение не менее 800*600*256 цветов); • цветной
монитор SVGA с размером диагонали экрана 17" и более.
Литература
В помощь учителю черчения можно рекомендовать ресурсы Интернета по
применению систем КОМПАС 3D:
1. Образовательный сайт: http://www.kompas-edu.ru
2. Сайт АСКОН: http://www.ascon.ru

3. Сайт технической поддержки: http://kompas-kolomna.ru/forum
4. Сайт методического объединения учителей черчения Великого
Новгорода: http://cherchenie.ru
5. http://zaharovvj.blogspot.ru/2011/03/8_15.html
6. http://zaharovvj.blogspot.ru/p/blog-page_18.html
7. Электронный учебник. «Пособие по выполнению лабораторных и
практических работ в системе Компас – График и Компас 3D» издательство ООО «Медиа – Сервис 2004».
8. Электронный учебник «Обучение Компас – График и Компас 3D» издательство ООО «Медиа – Сервис 2016».
4. Электронная книга И. А. Ройтман Методика преподавания черчения. –
М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.
9. В.В.Степакова Карточки - задания по черчению. - 8 класс. 64 стр., М.;
Просвещение, 2017.pdf
10. Занимательное черчение. Книга для учащихся,4-е издание,
переработанное и дополненное Воротников Илья Алексеевич djvu
11. Архитектурное черчение. Справочник Ткач Д.И. и др. djvu
12. Занимательное черчение. Книга для учащихся,4-е издание,
переработанное и дополненное. Воротников Илья Алексеевич.
13. Н.Г. Преображенская. Сечения и разрезы на уроках черчения в школе:
Пособие для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2015.
14. Г.Ф. Хакимов, Р.Р. Вахитов. Эвристические графические задачи: В
помощь учителю черчения. – М.: Школа – Пресс, 2017.
15. В.А. Гервер. Творческие задачи по черчению: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».