Целью
деятельности общеобразовательной организации по языковой и
социокультурной адаптации детей иностранных граждан является
формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих
принципах:
- принцип
включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью
специальных педагогических приемов, учитывающих его особые
образовательные потребности;
- принцип
права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей
иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде);
- принцип
трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная
адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с
носителями культуры);
- принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами);
- принцип
билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для
освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка
иностранных граждан);
- принцип
ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика
ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его
включения в образовательную среду);
- принцип
активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка
иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации;
- принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде;
- принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур);
- принцип
системности в организации работы образовательного учреждения по
языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (
отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского
характера, не позволяют достичь устойчивого результата).
- работа с педагогическим коллективом;
- индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан;
- работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.
- создание
условий для профессионального развития учителей по проблемам
формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций
на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по
вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях
полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые
консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в
вебинарах;
- осуществление
консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и
обучения детей иностранных граждан, применения диагностического
инструментария для определения уровня владения русским языком детей
указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по
обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации,
мастер-классы;
- расширение
информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей
иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление
содержания методических материалов, актуальных публикаций;
- издание локальных нормативных актов:
- приказ об организации детельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
- приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников;
- приказ о дневнике сопровождения обучающихся и др
- организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного;
- ведение
дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты
работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы;
- разработка
программ внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие
норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного
ощущения обучающимся в микро- и макросреде;
- организация мероприятий для родителей (законных представителей);
- проведение
систематических мероприятий для обучающихся, направленных на
социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки
толерантности), участниками которых являются обучающиеся
общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан.
Работа психолого-педагогического консилиума:
- оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся - детей иностранных граждан;
- организация психолого-педагогического консилиума (далее - консилиум);
- Консилиум,
одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении
образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и
поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации
психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации,
утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации
от 9 сентября 2019 г. № Р-93);
- включение
в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня
владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем
будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также
учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению
ребенка иностранных граждан в конкретном классе;
- анализ
особых образовательных потребностей детей иностранных граждан,
выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей
стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося;
- разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося;
- осуществление
психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за
эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием
социальных навыков ребенка;
- организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план;
- ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.

- обеспечение
освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных
граждан.
- построение индивидуального учебного плана (далее - ИУП);
- включение
в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных
заданий по основным предметам, проектной деятельности,
коррекционно-развивающих занятий и др.;
- организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества.
- повышение
квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как
иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и
др.;
- профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан;
- повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации.
Задачи педагогов:
- Оценка особых образовательных потребностей;
- Реализация мер по индивидуальной поддержке;
- Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка;
- Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный»;
- Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия.
- Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков.
- Психолого-педагогическая
поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных
правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное
пространство общеобразовательной организации.
- Работа
с ученическим сообществом общеобразовательной организации по
формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды,
недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных
отношений.
- Работа с родителями.
- Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.
Ссылка: https://mentor.kriro.ru/