Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения Гарашкинской средней общеобразовательной школы.
Описание образовательной программы
Определение и назначение адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа
начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – АООП НОО обучающихся с ЗПР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения данной категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и с учетом Примерной АООП НОО обучающихся с ЗПР с привлечением органов
самоуправления (совет образовательной организации, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный
характер управления Организацией.
Адаптированная основная
общеобразовательная программа
начального
общего образования обучающихся с ЗПР (далее – ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР) МКОУ Гарашкинской СОШ разработана в соответствии
с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Структура адаптированной
основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития МКОУ Гарашкинской СОШ.
Структура АООП НОО обучающихся с ЗПР включает целевой,
содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и
планируемые результаты реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
образовательной организацией, а также способы определения достижения этих
целей
и результатов.
Целевой раздел включает:
•
пояснительную
записку;
• планируемые результаты освоения
обучающимися с ЗПР АООП НОО;
•
систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание начального
общего образования и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов:
·
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся с ЗПР;
·
программы
отдельных
учебных предметов, курсов
коррекционно- развивающей области;
·
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ЗПР;
·
программу формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни;
·
программу коррекционной работы;
·
программу внеурочной
деятельности.
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации компонентов
АООП НОО.
Организационный раздел включает:
·
учебный план начального общего образования;
·
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с требованиями
Стандарта.
В соответствии
с требованиями
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
Организация может создавать два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ―
варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР
содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения
и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и
особых образовательных потребностей разных групп или отдельных
обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности
задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
На основе ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ создается АООП НОО
обучающихся
с
ЗПР, к которой
при необходимости может
быть
создано
несколько учебных
планов, в том числе
индивидуальные
учебные планы,
учитывающие образовательные потребности групп или отдельных обучающихся с ЗПР.
АООП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части
создания специальных условий
получения образования.
Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется
на основе
рекомендаций психолого-медико-педагогической
комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР
и в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
В основу разработки и реализации АООП НОО
обучающихся
с
ЗПР
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с
ЗПР предполагает
учет их особых
образовательных
потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и
на
основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП НОО
обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с
дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к:
•
структуре АООП НОО;
•
условиям реализации
АООП НОО;
•
результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода
к
созданию
и
реализации АООП НОО обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя
обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход основывается на
теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей
с нормальным и
нарушенным
развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста
определяется
характером организации
доступной им деятельности (предметно-
практической
и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как
процесс организации познавательной и предметно-
практической
деятельности
обучающихся,
обеспечивающий овладение ими
содержанием образования.
В контексте
разработки АООП
НОО
обучающихся
с
ЗПР
реализация
деятельностного подхода обеспечивает:
·
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
·
прочное усвоение обучающимися
знаний
и
опыта
разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых образовательных областях;
·
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
·
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые
обеспечивают не
только успешное усвоение
ими
системы научных знаний,
умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции,
составляющей
основу социальной успешности.
В основу
формирования АООП
НОО
обучающихся
с
ЗПР
положены следующие принципы:
· принципы государственной политики РФ в области образования
(гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации,
светский характер
образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
·
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
· принцип
коррекционной направленности образовательного процесса;
· принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение
его
«зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
·
онтогенетический принцип;
·
принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП начального общего образования ориентировку на программу основного
общего
образования, что обеспечивает непрерывность
образования
обучающихся с задержкой психического развития;
· принцип
целостности
содержания образования, поскольку в основу
структуры содержания
образования положено
не понятие предмета,
а
―
«образовательной
области»;
· принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения
обучающимися с задержкой психического
развития
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами
и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности
и нормативным поведением;
· принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной
деятельности в реальном
мире;
·
принцип сотрудничества с семьей.
Информационная справка.
Полное наименование образовательной организации,
осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с
Уставом: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гарашкинская средняя общеобразовательная школа.
Юридический адрес: 623513 Свердловская область,
Богдановичский район, с. Гарашкинское, улица Ильича, дом 15а. Телефон: (34376)
33548.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Гарашкинская средняя общеобразовательная школа основано в 1970 году.
Здание школы типовое. Имеются библиотека, кабинеты
технологии, медицинский кабинет, спортивный зал и 13 учебных кабинетов.
Техническое состояние школы удовлетворительное.
Образовательную
деятельность осуществляют
16 педагогов, 6%
имеют
высшую квалификационную категорию, 92% - первую, 2%-соответствие занимаемой
должности.
Воспитанием, обучением и развитием обучающихся занимаются педагоги с высшим образованием – 56%, со средним
специальным
–
43%.
МКОУ Гарашкинская СОШ ориентирована на формирование у обучающихся здорового образа жизни через физическое, умственное
(интеллектуальное) развитие, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей, духовно-мировоззренческих и нравственных позиций.
Анализ работы педагогического коллектива показывает, что состояние управления и организация внутришкольного контроля (формы, методы, приемы), кадровое, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, состояние воспитательной
работы, итоговая
аттестация
выпускников и результативность работы образовательной организации в различных аспектах соответствует
статусу МКОУ Гарашкинской СОШ.