ОРК и СЭ 4 класс

Приложение
к основной образовательной
программе начального
образования

ПРОГРАММА

" Основы религиозных культур
и светской этики"
ФГОС

Ступень обучения (класс) начальное образование (1-4 класс)
Количество часов 34
Уровень

базовый

Учителя: Юдина С.Н., Гуляева Н.Н., Дидковская С.Н., Носкова М.А.
Срок реализации: 2019-2022 гг..

I. Пояснительная записка
II. Общая характеристика учебного предмета
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
VI. Содержание учебного предмета
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «ОРК и СЭ»
VIII. Календарно-тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика» для 4 класса
составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального и основного общего образования и
обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлевой,
Е.А. Уразовой, В.Г. Петровича.
I. Пояснительная записка
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных
способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации для решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,
познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый
из них имеет свою специфику.
Изучение модуля «Светская этика» направлено на достижение следующих целей: развитие
представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и
общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование
первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре,
истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении
российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание
нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и
истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для
формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном
обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка
общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.
Часто дети знают, как надо поступать, и легко могут объяснить, почему правильно именно так, а не
иначе. Но при этом они совершают противоположные поступки и, анализируя своѐ поведение,
удивляются своим действиям. Осмысление личного опыта важно потому, что вводит в мир ребѐнка
ценностную шкалу, без которой невозможно формирование никаких целевых установок. Курс
«Светская этика» помогает ребѐнку в формировании личностного восприятия, эмоционального,
оценочного отношения к окружающему миру.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы учитывают современные дидактикопсихологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями
ФГОС. В связи с этим в основу программы положены педагогические и дидактические принципы
вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип
комфортности.
Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности
содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру;
принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как
культурный стереотип.
Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип
управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной
деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного
развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В соответствии с образовательной программой «Школа России», каждый школьный предмет своими
целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию
функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими
знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

II. Общая характеристика учебного предмета
Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы
религиозных культур и светской этики. Светская этика» в виде линий развития личности школьника
средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по
работе с содержанием, позволяющих человеку решать определѐнный класс жизненно-практических
задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе:
«Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения
данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и
«Обществознание».
Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного
образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому
предмету в более понятные ребѐнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных
для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и
реальных действий в соответствии с этими правилами.
В приведѐнной ниже таблице перечислены цели изучения курса в формулировках «Школы России» и
соответствующих им формулировках ФГОС.
Цели изучения курса «Основы религиозных
культур и светской этики. Светская этика»

Требования ФГОС для начальной школы к
результатам изучения курса «Светская этика»

1-я линия развития личности – понимать и
объяснять
систему
общечеловеческих
нравственных ценностей, на которой основаны
мировые религиозные культуры и светская
этика (познавательные действия):

1.
Готовность
к
нравственному
самосовершенствованию,
духовному
саморазвитию.

1. Добывать и критически
поступающую информацию.

2. Знакомство с основными нормами светской и
религиозной морали, понимание их значения в
оценивать выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе.

2.
Систематизировать
информацию,
устанавливать связи в целостной картине
общества (в его структурных элементах,
нравственных понятиях) и представлять еѐ в
разных формах (текст, схема, модель и т.д.).

3. Понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека и общества.
4. Формирование первоначальных представлений
о светской этике, о традиционных религиях, их

2-я линия развития личности – уметь и
хотеть действовать в соответствии с системой
общечеловеческих нравственных ценностей,
на которой основаны мировые религиозные
культуры и светская этика (личностнооценочные и коммуникативные действия):

роли в культуре, истории и современности России.
5.
Первоначальные
представления
об
исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности.

6. Становление внутренней установки личности
1. Определять и объяснять своѐ отношение к поступать согласно своей совести; воспитание
общественным
нормам
и
ценностям нравственности, основанной на свободе совести и
(нравственным, гражданским, патриотическим, вероисповедания, духовных традициях народов
России.
общечеловеческим).
2. Делать свой выбор в общественно значимых 7. Осознание ценности человеческой жизни.
ситуациях (в учебных моделях жизненных
ситуаций) и отвечать за него.
3. Договариваться с людьми, предотвращая
или преодолевая конфликты (в учебных
моделях жизненных ситуаций).
Обозначенные выше линии развития личности средствами предмета «Основы религиозных культур и
светской этики. Светская этика» имеют своѐ начало в курсе «Окружающий мир» для 1–4 классов*.
Он направлен на формирование целостной картины мира (познавательные результаты) и умения
вырабатывать своѐ отношение к миру (личностные результаты). Использованный в этом курсе
деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на
интересующие ребѐнка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, позволяющие
объяснить устройство мира.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Основы религиозных культур и
светской этики. Светская этика» изучается в 4 классе по одному часу в неделю. Общий объѐм
учебного времени составляет 34 часа. Особое место занимают проекты и практические работы. Они
предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию несложных
моделей.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как
величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира,
живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как
к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства
природы, желание сохранить и приумножить еѐ богатство.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию,
означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих:
физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и
милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума,
понимания сущности бытия, мироздания.

*

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. Учебники для 1–4 классов. – М.: Баласс, 2011.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и образовательной
среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к
поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального
существования личности и общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы,
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей
социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя
народа, страны, государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви
к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к
многообразию их культур.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения
школьников:


Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и
ценностей, отделять поступки человека от него самого.
 Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки
считаются хорошими и плохими.
 Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила
поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
 Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
 Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несѐт
ответственность за свои поступки.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные
на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже
универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:





Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с
помощью учителя.
 В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу
других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:



Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация
понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
 Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди
предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
определять причины явлений и событий.
 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебнонаучного текста.
 Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде
текста, таблицы, схемы.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников,
нацеленные на 1-ю линию развития.
Коммуникативные УУД:


Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной
речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
 Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать еѐ,
приводя аргументы.
 Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть
готовым изменить свою точку зрения.
 Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором»
(прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
 Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли
в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные
ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:





Определять и объяснять своѐ отношение к общественным нормам и ценностям
(нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Излагать своѐ мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни
отдельных людей и общества.
Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их
возникновения в мире и в России.
Устанавливать взаимосвязи между определѐнной светской или религиозной культурой и
поведением людей, мыслящих в еѐ традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:





Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций.
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и
отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях
жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной
работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребѐнка (по

знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под
руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка
результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках курса, в форме
индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4-го класса
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской этики» ученик должен:
знать/понимать и иметь представления:
- основные понятия религиозных культур;
-историю возникновения религиозных культур;
-историю развития различных религиозных культур в истории России;
-особенности и традиции религий;
-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и
святынь;
уметь:
-описывать различные явления религиозных традиций и культур;
-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и
общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных
традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в
диспутах: слушать собеседника
VI. Содержание учебного предмета
4 класс
Введение. Россия – наша Родина! Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас?
Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым
стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.
Как отличить добро от зла? Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие
поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть.
Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь
рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты
человека. Ради чего живѐт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило
нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.
Каковы истоки правил морали? Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство
любви. Семейные традиции. Что даѐт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия
в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный.
Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила.
Представление проектов по теме.

Какие правила морали особенно важны в школе? Правила поведения в школе. Что значит играть
роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет
– форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для
поступков. Представление проектов по теме.
VII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
осуществляемого по курсу «ОРКСЭ»
Обучение по курсу «ОРКСЭ» обеспечивается учебником:
 Бунеев Р. Н., Данилов Д. Д., Кремлѐва И. И. Основы духовно-нравственной культуры
народов России. Светская этика. 4-й класс
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться при изучении
курса, относятся: компьютер, цифровой фотоаппарат, видеоплеер, телевизор, интерактивная доска.
Для осуществления проектов (от текстовых докладов до мультимедийных презентаций) учащиеся
должны применять знания, полученные на уроках информатики. Особенно важно умение работать с
текстовыми и графическими редакторами, искать информацию в Интернете, анализировать еѐ,
сопоставляя разные источники, и преобразовывать (именно преобразовывать, а не просто
копировать). Это формирует у учащихся готовность и привычку к практическому применению
информационных технологий для создания собственных продуктов.
Основные виды учебной деятельности учащихся
Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу.
Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения
цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним
свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нѐм главное и
формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию,
структурировать и обобщать еѐ, делать выводы. Формулировать смысловое содержание
иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную
информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических
понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст,
таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали,
сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать
стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений,
одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать
ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять
монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы;
задавать вопросы; излагать своѐ мнение, используя аргументы. Сопоставлять своѐ мнение с
мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях.
Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать
работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения
и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников,
родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты,
презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

VIII. Тематическое планирование
(34 ч. – 1 час в неделю)
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема

Число часов

Как работать с учебником
1
Введение. Россия – наша Родина!
1
Глава 1. Как отличить добро от зла?
Граница между добром и злом
2
Долг и совесть
2
Честь и достоинство
2
Счастье и смысл жизни
2
Справедливость и милосердие
2
Обобщение главы 1
2
Представление проектов
2
Глава 2. Каковы истоки правил морали?
Ценность рода и семьи
2
Образцы культуры народов
2
Взгляд светский и взгляд религиозный
2
Обобщение главы 2
2
Представление проектов
1
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?
Правила поведения в школе
2
Этикет – форма для содержания этики
2
Обобщение главы 3
2
Представление проектов
2
Обобщение курса за год
1
34
ИТОГО:

Дата

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата

Кол- Тема урока
во
часо
в

УУД

Вид контроля

Домашнее задание

I. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1

1

Россия - наша Родина.

II. Основы светской этики
2

1

Что такое светская этика?

Россия.
Родина.
Патриот.
Отечество.
Столица.

Творческая
работа
«Составление
предложений со
словами Россия,
Отечество,

Президент.
Государствен
ные символы. патриот,
президент,
духовные
ценности»

Рассказать членам семьи об
известных людях.
Подготовить вопросы для
интервью с известным
человеком

3

1

Мораль и культура

Мораль,
культура

Коллективная
рефлексия
(электронное
сопровождение к
курсу)

Статья из пособия:
пересказать родителям
содержание, ответить на
вопросы

4

1

Особенности морали

Культура,
материальная
культура,
духовная
культура,
мораль

Самостоятельная Подготовить устный рассказ
работа «Выписать об особенностях морали
из пособия
основные
особенности
морали как вида
духовнонравственной
культуры»

5

1

Добро и зло

Добро, зло

Самостоятельно
выписать 2-3
предложения,
которые
показались
самыми важными

6

1

Добро и зло

Добро, зло,
гуманность

Коллективная
Рассказать членам семьи,
рефлексия
друзьям о содержании урока
(электронное
сопровождение к
курсу)

7

1

Добродетели и пороки

Добро, зло,
добродетель

Самостоятельная Подготовить план рассказа
работа: найти в
«Добродетель и порок»
тексте и
подчеркнуть два
определения

Подготовить рассказ с
примерами из истории и
литературы,
иллюстрирующими
представления человека о
добре и зле

добродетели
8

1

Добродетели и пороки

Добродетель,
порок,
чувство
собственного
достоинства

Самостоятельная Подобрать примеры
работа: найти в
добродетельных поступков
тексте 2-3 пары
слов с
противоположны
м значением,
выписать

9

1

Свобода и моральный
выбор человека

Свобода,
моральный
выбор,
моральный
конфликт,
ситуация
морального
выбора

Самостоятельная Подобрать примеры и
работа: выписать подготовить рассказ
из текста
«Свободный выбор человека»
пособия: что
предполагает
свободный выбор

10

1

Свобода и ответственность Ответственно
е поведение,
свободный
выбор
личности,
отношения
ответственно
сти

11

1

Моральный долг

Моральный
долг,
моральная
ответственно
сть

Выписать из
текста: что значит
отношения
ответственности

Подобрать примеры из
литературы, в которых
описывается ответственное
поведение человека

Самостоятельная Подобрать пословицы, в
работа: составить которых говорится о долге
предложения со человека
словом долг

12

1

Справедливость

Справедливос
ть,
моральные
правила
справедливог
о человека

Самостоятельная Придумать рассказ о
работа: составить справедливом и
план статьи из
несправедливом человеке
пособия

13

1

Альтруизм и эгоизм

Альтруизм,
эгоизм,
здоровый
эгоизм

Найти и выписать Рассказать родителям о
определения
содержании урока
альтруизма и
эгоизма

14

1

Дружба

Добродетельн
ые
отношения,
дружба

Коллективная
Написать рассказ о своем
рефлексия
друге
(электронное
сопровождение к
курсу)

15

1

Что значит быть
моральным?

Добро и зло,
добродетель,
свобода,
моральный
выбор,
моральные
нормы

Самостоятельная Подготовить план сочинения
работа:
на тему «Добро и зло»
продолжить
фразу «Быть
моральным —
значит....»

16

1

Род, семья,
Род и семья – исток
нравственных отношений в фамилия,
родословная
истории человечества

17

1

Нравственный поступок

Коллективная
Письменные задания и
рефлексия
пособия
(электронное
сопровождение к
курсу)

Золотое
Самостоятельная Выбрать и проанализировать
правило
работа: выписать поступок любимого
нравственнос из пособия пять литературного героя

ти

компонентов
нравственного
поступка

18

1

Золотое правило
нравственности

Золотое
правило
нравственнос
ти

Самостоятельная
работа: выписать
из пособия
золотое правило
нравственности в
положительной
или
отрицательной
формулировке,
оформить

Оценить поступок героя
сказки с точки зрения
золотого правила
нравственности

19

1

Стыд, вина и извинение

Стыд,
«ложный
стыд», вина,
раскаяние

Коллективная
Подготовить вопросы к тексту
рефлексия
в пособии
(электронное
сопровождение к
курсу)

20

1

Честь и достоинство

Честь,
Коллективная
достоинство, рефлексия
Кодекс чести (электронное
сопровождение к
курсу)

21

1

Совесть

Совесть,
Самостоятельная Рассказать членам семьи о
стыд,
работа: составить том, как поняли понятие
размышления план статьи
«совесть»
, чувства,
воля

22

1

Богатырь и рыцарь как

Богатырь,
рыцарь,

Подобрать и выписать
пословицы, в которых
говорится о чести и
достоинстве

Самостоятельная Подготовить рассказ на тему
работа: составить «Нравственный образец

нравственные идеалы

правила
честного
поединка

5-6 предложений богатыря»
о подвигах
русских
богатырей или
рыцарей

23

1

Джентльмен и леди

Джентльмен, Коллективная
Подготовить рассказ на тему
леди
рефлексия
«Джентльмен и леди»
(электронное
сопровождение к
курсу)

24

1

Этикет

Этикет,
образец,
правила
этикета

Коллективная
рефлексия
(электронное
сопровождение к
курсу)

25

1

Семейные праздники

Праздник,
подарок,
праздничный
ритуал

Коллективная
Составить перечень правил
рефлексия
этикета, которые должен
(электронное
соблюдать школьник
сопровождение к
курсу)

26

1

Жизнь человека — высшая Ценности,
уникальность
нравственная ценность
,
неповторимос
ть жизни

III. Духовные традиции многонационального народа России

Ответить письменно на
вопрос «Кого из
современников можно назвать
героями, защитниками
Отечества?»

Коллективная
Подготовить рассказ на тему
рефлексия
«Высшая нравственная
(электронное
ценность жизни человека»
сопровождение к
курсу)

27

1

Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм
многонационального и
многоконфессионального
народа России.

Государство,
гражданин,
мораль,
патриотизм,
народ

Коллективная
Рассказать членам семьи о
рефлексия
морали гражданина
(электронное
сопровождение к
курсу)

28

1

Образцы нравственности в
культуре Отечества

Культура,
Анализ отрывков План статьи
Отечество,
из литературных
нравственнос произведений
ть

29

1

Подготовка творческих
проектов.

30

1

Подготовка творческих
проектов.

31

1

Подготовка творческих
проектов.

32

1

Выступление учащихся со
своими творческими
работами: «Как я понимаю
православие», «Как я
понимаю ислам», «Как я
понимаю буддизм», «Как я

Самостоятельная
работа учащихся
по составлению
плана будущей
творческой
работы

понимаю иудаизм», «Что
такое этика?», «Значение
религии в жизни человека и
общества», «Памятники
религиозной культуры (в
моем городе, селе)» и т.д.
33

1

Выступление учащихся со
своими творческими
работами: «Мое отношение
к миру», «Мое отношение к
людям», «Мое отношение к
России», «С чего
начинается Родина»,
«Герои России», «Вклад
моей семьи в благополучие
и процветание Отечества
(труд, ратный подвиг,
творчество и т.п.)», «Мой
дедушка – защитник
Родины» и т.д.

34

1

Презентация творческих
проектов на тему «Диалог
культур во имя
гражданского мира и
согласия» (народное
творчество, стихи, песни,

кухня народов России и
т.д.).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».