Родной язык 4 класс

Приложение
к основной образовательной
программе начального
общего образования

ПРОГРАММА

"РОДНОЙ ЯЗЫК"
ФГОС

Ступень обучения (класс) начальное общее образование 1-4 класс)
Количество часов 34
Уровень

базовый

Учителя: Юдина С.Н., Гуляева Н.Н., Дидковская С.Н., Носкова М.А.
Срок реализации: 2019-2022 гг.

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по родному русскому языку в 4 классе составлена в соответствии с:
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
 Уставом МАОУ Гарашкинская СОШ;
 Основной образовательной программой МАОУ Гарашкинская СОШ;
 Авторской программой Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеевой, О.В. Прониной,
О.В. Чиндиловой и др. (Школа 2100)
 Учебным планом МАОУ Гарашкинская СОШ;
 Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего
образования.
Цели, задачи и содержание курса родного русского языка в начальной
школе:
Цель определяется как развитие личности ребенка средствами предмета
«Русский язык». В соответствии с этой целью ставятся задачи:
1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному
языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и
с самим собой;
3) формирование у детей чувства языка;
4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а
значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь,
делать ее правильной, точной, богатой;
5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых,
речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном
языке.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с примерными программами начального общего образования в рамках ФГОС, Образовательной программой, учебным планом школы и
годовым календарным графиком, рабочая программа по родному языку рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития
учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом «Литературного чтения»:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение,
преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приѐмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Основные направления работы по развитию речи:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов,
синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение
над связью слов в предложении, над построением простых и сложных
предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами;
над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными
навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной
учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного
анализа художественного и учебно-научного текста.
4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с
правильной интонацией.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов
нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы
поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства еѐ красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления
истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание
своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье,
близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным
идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлѐнности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за
настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: еѐ истории, языку,
культуре, еѐ жизни и еѐ народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных
культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются
следующие умения и качества:



эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;








чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность
речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в
чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме
общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесѐнное и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и
задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 самостоятельно формулировать тему и цели урока;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных
успехов).
Познавательные УУД:
 вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
 извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной
текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в
другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой
ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами
речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является сформированность следующих умений:
 произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
 производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический
разбор доступных слов;
 правильно писать слова с изученными орфограммами;
 видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные
признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм
(фонетические и морфологические);
 находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
 пользоваться толковым словарѐм; практически различать многозначные
слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
 различать простое предложение с однородными членами и сложное
предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
 ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без
союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без
союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой
речью (слова автора плюс прямая речь);
 производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в
рамках изученного;
 разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова,
образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
 писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–
100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
 читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть
правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
 воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
 создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.


Содержание учебного предмета «Русский язык».-- 4-й класс
Предложение. Текст. (5 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция
«Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ
роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая
речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор
предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебнонаучный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего,
просмотрового и ознакомительного чтения.
Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (6 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имѐн существительных. Три склонения имѐн существительных.
Наблюдение над ролью имѐн существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имѐн существительных 1,
2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода
3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на
конце.
Имя прилагательное. (3 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения.
Наблюдение над ролью имѐн прилагательных в тексте. Тематические группы
имѐн прилагательных. Изменение имѐн прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имѐн прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (9 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределѐнной форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся−-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го
спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о−-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по
составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Образование имѐн существительных и имѐн прилагательных с помощью
суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов
различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов
с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией
и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (11 ч).
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,
грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи,
орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную
тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочѐтов графического характера, по совершенствованию почерка.

Календарно - тематическое планирование 34 часа.
№
п/п

Наименование разделов и тем урока

Всего
часов

Дата
плану

1.

Предложение. Текст.
Предложения с однородными членами.
Простое предложение.
Сложное предложение с союзами И,А,НО.
Предложения с прямой речью.
Контрольное списывание «Музыкант».
Части речи и члены предложения.
Имя существительное.
Изменение имен существительных по падежам.
Три склонения имен существительных.
Правописание безударных падежных окончаний существительных.
Контрольный диктант «Пахучее облако».
Правописание мягкого знака после шипящих в конце имен существительных.
Имя прилагательное.
Словоизменение имен прилагательных.
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.
Обучающее изложение.
Глагол.
Что мы уже знаем о глаголе.
Словоизменение глаголов.
Правописание глаголов.
Орфограмма-буква Ь в глагольных формах.
Разбор глагола по составу..
Разбор глагола как части речи.
Контрольный диктант «Рассвет в лесу».

1

05.09

1
1
1
1
1

12.09
19.09
26.09
03.10
10.10

1
1
1
1
1
1

17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11

1
1
1

05.12
12.12
19.12

1
1
1
1
1
1

26.12
09.01
16.01
23.01
30.01
06.02

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Дата проведения факт

22. Обучающее изложение « Странный дуэт».
23. Обобщение изученного по теме « Глагол».
24. Повторение.
Что мы уже знаем об имени существительном.
25. Словосочетания.
26. Состав слова. Однокоренные слова.
27. Разбор существительного как части речи.
28. Словарный диктант. Закрепление.
29. Разбор прилагательного как части речи.
30. Слово и его лексическое значение.
31. Наречие.
32. Проверочная работа комплексного характера.
33. Обобщение знаний.
34. Контрольный диктант «Лоси».
Итого: 34 часа.

1
1
1

13.02
20.02
27.02

1
1
1
1
1
1
1
1
3
1

05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
30.04
07.05
14.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».