Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа по учебному предмету «Родная русская л итература» (0,5 часа в неделю) Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10 класс) Количество часов 34 Уровень базовый Учителя: Максимова Е.П. Срок реализации: 2020 - 2021 гг. 1 Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература» Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература» Реализация программы способствует достижению личностных результатов: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; 11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир». Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов: Выпускник научится: самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществ2 лять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения; владеть основами самоконтроля, самооценки; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их; - оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; - создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств; понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа; определять необходимость ответственности и долга перед Родиной; осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи; основам прогнозирования; отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи. проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач. Выпускник получит возможность научиться: произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач. 3 Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская литература" Выпускник на базовом уровне научится: - демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты); в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа; в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения; - обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров; - определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости. - анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов персонажей и пр.); - анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола); осуществлять следующую продуктивную деятельность: - давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание 4 принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду); - давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности; анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.); анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст; — узнать об историко-культурном подходе в литературоведении; — узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков; — узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой; — анализировать произведения современной литературы; — рассматривать книгу как нравственный ориентир; — свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч. 5 Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная русская литература» 10 класс Проблемно-тематические блоки Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки. Ф.М. Достоевский Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина. Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности). А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского» Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий» А.П. Чехов Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры» Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология). Д.В. Григорович Рассказ «Гуттаперчевый мальчик» 6 Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?» Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».«Духовные стихотворения». В.М. Гаршин Рассказ «Красный цветок» Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего). Г.И. Успенский Эссе «Выпрямила» 7 11 класс Проблемно-тематические блоки Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала). В.Я. Брюсов Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я» Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось» Б.А. Ахмадулина Л.Н. Мартынов Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал» Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности). Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы» Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен» А.Н. Арбузов Пьеса «Жестокие игры» 8 Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология). А.А. Фадеев Романы «Молодая гвардия» Э. Веркин Повесть «Облачный полк» В.С. Маканин Рассказ «Кавказский пленный» З. Прилепин Роман «Санькя» Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы). Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Гдето в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…» Н.М. Рубцов Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи» Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны» Личность – история – современность (время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего). 9 Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей» В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки» РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 10 класс № 1 2 3 4 5 Тема раздела Личность Личность и семья Личность – общество – государство Личность – природа – цивилизация Личность – история – современность Резерв Количество часов 4 5 3 2 2 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 11 класса С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № Тема раздела Количество часов 3 1 Личность 3 2 Личность и семья 4 3 Личность – общество – государство 4 Личность – природа – цивилизация 3 3 5 Личность – история – современность 1 Резерв 10 Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе для 10 класса 17 часов, 0.5 часа в неделю Дата Тема раздела № Тема урока учебного курса Личность 1 Даль Владимир Иванович «Толковый словарь живого великорусского языка»: человек-мыслитель и человек-деятель 2 Нравственная основа сказок В.И. Даля 3 Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, я и другой, индивидуальность и «человек толпы» 4 Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина. Личность и се- 5 Особенности драматургии А.В. Суховомья Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии 6 Место человека в семье и обществе: Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича» 7 Истинные и ложные ценности в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» 8 Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека в прозе А.П. Чехова 9 Личность – об- 10 щество – государство 11 12 13 Личность – при- 14 рода – цивилизация 15 А.П. Чехов «Три сестры»: поколения, традиции, культура повседневности Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека Человек и государственная система; гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?» Художественные особенности прозы А.Герцена Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в поэзии Ф.Н. Глинки. «Духовные стихотворения». Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы 11 Личность – ис- 16 тория – современность 17 18 Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница» Семинар «Основные проблемы и темы художественной и публицистической литературы 19 века» Резерв Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе для 11 класса 17 часов, 0.5 часа в неделю Дата По плану Тема раздела учебного курса № Тема урока Личность 1 Человек-мыслитель и человек-деятель в поэзии В. Брюсова (Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество», «Родной язык». «Юному поэту», «Я») Человек перед судом своей совести Г.Н. Щербаковой «Вам и не снилось». Судьба человека, становление личности конфликт долга и чести в поэзии Б.А. Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова Детство, отрочество, личность и мир в рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал» Семейные и родственные отношения в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» Место человека в семье в повести Ю.В. Трифонова «Обмен» Мужчина, женщина, ребенок в семье, любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры» А.А. Фадеев «Молодая гвардия»: влияние социальной среды на личность Дано 2 3 Личность и семья 4 5 6 Личность – общество – госу- 7 12 дарство 8 9 10 Личность – природа – цивилизация 11 12 13 Личность – история – современность 14 15 16 17 человека Гражданственность и патриотизм как национальные ценности в повести Э. Веркина «Облачный полк» В.С. Маканин «Кавказский пленный»: человек и государственная система Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя» Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики (Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…») Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи») Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны» Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в романе Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей» Историческое время в рассказе В.Ф. Тендрякова «Пара гнедых» Вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки» Резерв 13