Родная литература 10-11 класс

Приложение
к основной
образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
по учебному предмету «Родная русская л итература»

(0,5 часа в неделю)

Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10 класс)
Количество часов 34

Уровень

базовый

Учителя: Максимова Е.П.
Срок реализации: 2020 - 2021 гг.

1

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная
русская литература»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская
литература»
Реализация программы способствует достижению личностных результатов:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Реализация программы нацелена на достижение метапредметных результатов:
Выпускник научится:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществ2






















лять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности еѐ решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой
природе художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть
их художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами
других искусств;
понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать
ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
основам прогнозирования;
отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным
опытом;
использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая
концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных
задач.
3

Предметные результаты изучения учебного предмета "Родная русская
литература"
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы
или проблемы;
в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного
произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы)
произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
в устной и письменной форме давать объективное изложение текста,
характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или
идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы
изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений
в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое
воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения,
открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено
в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание
4

принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и
культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
интернет-ресурсов и т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведений (например, кино- или театральную постановку;
запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
—
узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
—
узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
—
узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим
периодом, эпохой;
—
анализировать произведения современной литературы;
—
рассматривать книгу как нравственный ориентир;
—
свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные
направления и проч.

5

Раздел 2. Содержание учебного предмета «Родная русская литература»
10 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление
личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт
долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
Даль Владимир Иванович (1801-1872) «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский
Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя
Мышкина.
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и
доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
А.В. Сухово-Кобылин «Свадьба Кречинского»
Л.Н. Толстой
«Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов
Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология).
Д.В. Григорович
Рассказ «Гуттаперчевый мальчик»
6

Аксаков Константин Сергеевич, поэзия, публицистика
Герцен Александр Иванович (1812-1870) «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Глинка Федор Николаевич (1876-1880) поэмы «Карелия» и «Таинственная капля».«Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин
Рассказ «Красный цветок»
Личность – история – современность (время природное и историческое;
роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;
человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Г.И. Успенский
Эссе «Выпрямила»

7

11 класс
Проблемно-тематические блоки
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление
личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт
долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала).
В.Я. Брюсов
Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в
мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту», «Я»
Г.Н. Щербакова
Повесть «Вам и не снилось»
Б.А. Ахмадулина
Л.Н. Мартынов
Ю.П. Казаков
Рассказ «Во сне ты горько плакал»
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и
доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Е.И. Носов
Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Ю.В. Трифонов
Повесть «Обмен»
А.Н. Арбузов
Пьеса «Жестокие игры»

8

Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и
патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и
идеология).
А.А. Фадеев
Романы «Молодая гвардия»
Э. Веркин
Повесть «Облачный полк»
В.С. Маканин
Рассказ «Кавказский пленный»
З. Прилепин
Роман «Санькя»
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Н.А. Заболоцкий
Стихотворения: «В жилищах наших», «Вчера, о смерти размышляя…», «Гдето в поле, возле Магадана…», «Движение», «Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка», «Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»
Н.М. Рубцов
Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя
песня», «Привет, Россия, родина моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи»
Л.С. Петрушевская «Новые робинзоны»
Личность – история – современность (время природное и историческое;
роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы;
человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
9

Ю.О. Домбровский
Роман «Факультет ненужных вещей»
В.Ф. Тендряков
Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки»
РАЗДЕЛ 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА
ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

10 класс
№
1
2
3
4
5

Тема раздела
Личность
Личность и семья
Личность – общество – государство
Личность – природа – цивилизация
Личность – история – современность
Резерв

Количество часов
4
5
3
2
2
1

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 11 класса С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ
ТЕМЫ
№
Тема раздела
Количество часов
3
1
Личность
3
2
Личность и семья
4
3
Личность – общество – государство
4
Личность – природа – цивилизация
3
3
5
Личность – история – современность
1
Резерв

10

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 10 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
Тема раздела
№ Тема урока
учебного курса
Личность
1
Даль Владимир Иванович «Толковый
словарь живого великорусского языка»:
человек-мыслитель и человек-деятель
2
Нравственная основа сказок В.И. Даля
3
Ф.М. Достоевский «Идиот» (обзор): человек перед судом своей совести, я и
другой, индивидуальность и «человек
толпы»
4
Судьба человека; конфликт долга и чести: образ князя Мышкина.
Личность и се- 5
Особенности драматургии А.В. Суховомья
Кобылина. Трилогия «Свадьба Керчинского»: семейные и родственные отношения в комедии
6
Место человека в семье и обществе: Л.Н.
Толстой «Смерть Ивана Ильича»
7
Истинные и ложные ценности в повести
Л.Н. Толстого «Отец Сергий»
8
Мужчина и женщина, любовь и доверие
в жизни человека в прозе А.П. Чехова
9
Личность – об- 10
щество – государство
11

12

13
Личность – при- 14
рода – цивилизация
15

А.П. Чехов «Три сестры»: поколения,
традиции, культура повседневности
Д.В. Григорович рассказ «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность человека
Человек и государственная система;
гражданственность и патриотизм в публицистике К.С. Аксакова
Интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства в романе А.Герцена «Кто виноват?»
Художественные особенности прозы
А.Герцена
Человек и природа; проблемы освоения
и покорения природы в поэзии Ф.Н.
Глинки. «Духовные стихотворения».
Поэтика рассказов В.М. Гаршина: цивилизация, ее проблемы и вызовы
11

Личность – ис- 16
тория – современность
17

18

Особенности творчества Г.И. Успенского. Эссе «Выпрямила», рассказ «Пятница»
Семинар «Основные проблемы и темы
художественной и публицистической
литературы 19 века»
Резерв

Календарно-тематическое планирование по родной русской литературе
для 11 класса
17 часов, 0.5 часа в неделю
Дата
По
плану

Тема раздела
учебного курса

№

Тема урока

Личность

1

Человек-мыслитель и человек-деятель в
поэзии В. Брюсова
(Стихотворения: «Ассаргадон», «Грядущие гунны», «Есть что-то позорное в
мощи природы...», «Неколебимой истине...», «Каменщик», «Творчество»,
«Родной язык». «Юному поэту», «Я»)
Человек перед судом своей совести Г.Н.
Щербаковой «Вам и не снилось».
Судьба человека, становление личности
конфликт долга и чести в поэзии Б.А.
Ахмадулиной и Л.Н. Мартынова
Детство, отрочество, личность и мир в
рассказе Ю.П. Казакова «Во сне ты горько плакал»
Семейные и родственные отношения в
повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы»
Место человека в семье в повести Ю.В.
Трифонова «Обмен»
Мужчина, женщина, ребенок в семье,
любовь и доверие в жизни человека: пьеса А.Н. Арбузова «Жестокие игры»
А.А. Фадеев «Молодая гвардия»:
влияние социальной среды на личность

Дано

2

3
Личность и семья

4

5
6
Личность – общество – госу-

7

12

дарство
8

9
10
Личность – природа – цивилизация

11

12

13

Личность – история – современность

14

15
16

17

человека
Гражданственность и патриотизм как
национальные ценности в повести Э.
Веркина «Облачный полк»
В.С. Маканин «Кавказский пленный»:
человек и государственная система
Законы морали и государственные законы; жизнь и идеология в романе З. Прилепина «Санькя»
Н.А. Заболоцкий: основные темы и проблемы лирики
(Стихотворения: «В жилищах наших»,
«Вчера, о смерти размышляя…», «Где-то
в поле, возле Магадана…», «Движение»,
«Ивановы», «Лицо коня», «Метаморфозы». «Новый Быт», «Рыбная лавка»,
«Искусство», «Я не ищу гармонии в природе…»)
Человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова (Стихотворения: «В горнице», «Видения на холме», «Звезда полей», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский
огонек», «Стихи»)
Комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы в рассказе Л.С. Петрушевской «Новые робинзоны»
Роль личности в истории, свобода человека в условиях абсолютной несвободы в
романе Ю.О. Домбровского
«Факультет ненужных вещей»
Историческое время в рассказе В.Ф.
Тендрякова «Пара гнедых»
Вечное и исторически обусловленное в
жизни человека и в культуре: В.Ф Тендряков «Хлеб для собаки»
Резерв

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».