Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования ПРОГРАММА по астрономии ФК ГОС Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10 класс) Количество часов 35 Уровень Учителя: Дождикова С.Н. Срок реализации: 2019 - 2020 гг. базовый Пояснительная записка Рабочая программа по астрономии для 11(10) класса составлена на основе - Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Образовательной программы среднего общего образования МАОУ Гарашкинская СОШ; - Положения о порядке составления, согласования и утверждения рабочих программ учебных предметов; - Программы курса астрономии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.М. Чаругин). Методическое пособие. 10-11 класс «Просвещение» 2018г. - Учебного плана МАОУ Гарашкинская СОШ на 2019-2020 учебный год; Рабочая программа ориентирована на использование линии учебнометодического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений автора: В.М. Чаругина, издательства «Просвещение» 2018 г. Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне. Программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено 7 зачетов. задачи обучения: • Приобретение знаний и умений для использования в практической деятельности и повседневной жизни; • Овладение способами познавательной, информационнокоммуникативной и рефлексивной деятельностей; • Освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором — дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития физических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности. Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта— переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса физики. Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых игр, проблемных дискуссий, поэтапного формирования умения решать задачи. На ступени полной, средней школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как закрепление умений разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. Система заданий призвана обеспечить тесную взаимосвязь различных способов и форм учебной деятельности: использование различных алгоритмов усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы курса, внедрение групповых методов работы, творческих заданий, в том числе методики исследовательских проектов. Спецификой учебной проектно-исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, и на получение объективно нового исследовательского результата. Цель учебной деятельности — приобретение учащимися познавательно-исследовательской компетентности, проявляющейся в овладении универсальными способами освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому мышлению, в активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Модульный принцип позволяет не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и преодолеть традиционную логику изучения материала — от единичного к общему и всеобщему, от фактов к процессам и закономерностям. В условиях модульного подхода возможна совершенно иная схема изучения физических процессов «всеобщее — общее— единичное». Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с источниками, (картографическими и хронологическими) материалами. В требованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информации. Специфика целей и содержания изучения астрономии на профильном уровне существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ» По окончании 10 класса учащиеся должны знать и уметь: • Представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов. • Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь. • Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения. • Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить представления о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля—Луна, и эволюцию этой системы в будущем. • Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет. • Уметь получать представление о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел. • Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и знать о термоядерном источнике энергии. • Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды. • Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы. • Уметь получать представления о взрывах новых и сверхновых звёзд и узнать как в звёздах образуются тяжёлые химические элементы. • Знать, как устроена наша Галактика — Млечный Путь, как распределены в ней рассеянные и шаровые звёздные скопления и облака межзвёздного газа и пыли. Как с помощью наблюдений в инфракрасных лучах удалось проникнуть через толщу межзвёздного газа и пыли в центр Галактики, увидеть движение звёзд в нём вокруг сверхмассивной чёрной дыры. • Уметь получать представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения. • Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними. • Должен понять, как из наблюдаемого красного смещения в спектрах далёких галактик пришли к выводу о нестационарности, расширении Вселенной, и, что в прошлом она была не только плотной, но и горячей и, что наблюдаемое реликтовое излучение подтверждает этот важный вывод современной космологии. • Знать, как открыли ускоренное расширение Вселенной и его связью с тёмной энергией и всемирной силой отталкивания, противостоящей всемирной силе тяготения. • Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними. • Должен уметь проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема Кол-во часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Введение Астрометрия Небесная механика Строение солнечной системы Астрофизика и звездная астрономия Млечный путь Галактика Строение и эволюция Вселенной Современные проблемы астрономии Итого: 1 5 3 7 7 3 3 3 3 35 В том числе лаб. зачет работы 1 1 1 1 1 1 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 час) Введение в астрономию Астрометрия (5 час)_ Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь. Небесная механика (3 час) Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты. Строение солнечной системы(7 час) Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Астрофизика и звездная астрономия (7 час) Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Млечный Путь (3 час.) Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути. Галактики (3) час) Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик. Строение и эволюция Вселенной (3 час) Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Современные проблемы астрономии (3 час) Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной. Номера уроков по порядк у Календарно - тематический план по _______________астрономии___________________ (наименование учебного предмета) на 2019 - 2020 учебный год. 10 класс № урока в разделе , теме 1 1 2 1 3 2 4 3 5 4 6 5 7 1 8 2 9 3 10 1 11 2 Тема урока Введение (1 ч) Введение в астрономию. Небесная сфера, особые точки небесной сферы. Астрометрия (5 ч) Звёздное небо. Небесные координаты. Звёздная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звёздного неба. Видимая звёздная величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и географическими координатами наблюдателя. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение планет. Фазы Луны. Солнечные и Лунные затмения Время и календарь Небесная механика (3 ч) Система мира. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы Кеплера движения планет. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.Космические скорости и межпланетные перелёты Строение Солнечной системы (7 ч) Происхождение Солнечной системы. Современные представления о строении и составе Солнечной системы Система Земля - Луна Плановые сроки изучения учебного материала Скорре ктиров анные сроки изучени я учебног о матери ала 12 3 13 4 14 5 15 6 16 7 17 1 18 2 19 3 20 4 21 5 22 6 23 7 24 1 25 2 26 3 27 1 28 2 29 3 Луна и её влияние на Землю Планеты земной группы Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Планеты- карлики Малые тела Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) Электро-магнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны, как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принципы их работы. Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца Закон Стефана-Больцмана. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Звёзды основные физико-химические характеристики и их временная связь. Определение расстояния до звёзд, параллакс. Двойные и кратные звёзды. Внесолнечные планеты. Проблемы существования жизни во вселенной. Внутреннее строение и источник энергии звёзд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звёзды. Коричневые карлики, белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Новые и сверхновые звёзды Эволюция звёзд, её этапы и конечные стадии. Млечный путь (3 ч) Наша Галактика – Млечный путь. Состав и структура Галактики. Звёздные скопления. Межзвёздный газ и пыль, вращение Галактики. Тёмная материя. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути Галактики (3 ч) Галактики. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик. Строение и эволюция Вселенной (3 ч) 30 3 31 1 32 2 33 1 34 35 2 3 Представление о космологии. Красное смещение. Конечность и бесконечность Вселенной. Закон Хабла. Эволюция Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Большой взрыв. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Тёмная энергия. Современные проблемы астрономии (3 ч) Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия Обнаружение планет возле других звёзд Поиск жизни и разума во Вселенной