Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования ПРОГРАММА по курсу «Обществознание (включая экономику и право)» Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10-11 класс) Количество часов 140 Уровень базовый Учителя: Белозеров А.А. Срок реализации: 2019 - 2021 гг. 1. Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012), примерной программы среднего общего образования по обществознанию на базовом уровне , авторской программы «Обществознание» Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. (М.: Просвещение, 2009). Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания (включая экономику и право) обучающимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, распределение учебных часов по разделам и темам курса. Место предмета в базисном учебном плане Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 10 классе и 70 часов в 11 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю за счет федерального компонента учебного плана школы. Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию (включая экономику и право)» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты из учения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, ра ссмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. • • • Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций: определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; • • • • • • • • • • • • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); формулирование полученных результатов; создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий; пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Виды учебных занятий: комбинированный урок, лекция, практическое занятие, самостоятельная работа, урокдискуссия. 2. Содержание программы Человек как творец и творение культуры Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. ФИЛОСОФИЯ. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально -гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право. Общество как сложная динамическая система Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодейст вие и общественные отношения. Основные институты общества. Многовариантность общественного развития. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ. Понятие общественного прогресса. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и пе ременные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок тр уда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие . ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА. Мировая экономика. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья и брак. ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и го сударство. Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ. Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА ЦИИ. Избирательная кампания в Российской Федерации. Человек в системе общественных отношений Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. МОТИВЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы. Общественная значимость и личностный смысл образования. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Политическое участие. Политическое лидерство. Правовое регулирование общественных отношений Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. НАСЛЕДОВАНИЕ. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супр угов. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. − − − − − − − − Опыт познавательной и практической деятельности работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; анализ современных общественных явлений и событий; освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях; аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах; написание творческих работ по социальным дисциплинам. 3.Тематическое планирование. 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Мышление и деятельность Свобода и необходимость в человеческой деятельности Потребности и интересы Философия. Проблема познаваемости мира Наука. Основные особенности научного мышления. Понятие истины и еѐ критерии Естественные и социально-гуманитарные науки Виды человеческих знаний Мировоззрение Контрольная работа «Человек и познание окружающего мира» Понятие культуры Многообразие культур Религия. Искусство Мораль. Право Повторение по разделу «ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ» ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Системное строение общества: элементы и подсистемы Основные институты общества Социальное взаимодействие и общественные отношения. Многовариантность общественного развития Эволюция и революция как формы социального изменения Понятие общественного прогресса 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Процессы глобализации Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века Контрольная работа «Строение общества» Экономика и экономическая наука Факторы производства и факторные доходы Спрос и предложение Рыночные структуры Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса Акции, облигации и другие ценные бумаги Фондовый рынок Основные принципы менеджмента Основы маркетинга Банковская система. Финансовые институты Виды, причины и последствия инфляции Рынок труда Безработица и государственная политика в области занятости Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты Налоги, уплачиваемые предприятиями. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП Экономический рост и развитие Экономические циклы Основы денежной и бюджетной политики государства Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли Глобальные экономические проблемы. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ Контрольная работа «Экономическая сфера» 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 68 70 Контрольная работа «Экономическая сфера» Политика как общественное явление. Понятие власти Политическая система Государство, его функции. Типология политических режимов Демократия, ее основные ценности и признаки Гражданское общество и государство Политическая элита Особенности формирования политической элиты в современной России Политические партии и движения Политическая идеология Средства массовой информации в политической системе общества. Политический процесс Особенности политического процесса в Российской Федерации Избирательная кампания в Российской Федерации Контрольная работа «Политическая сфера жизни общества» Повторение по разделу «ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА» Итоговое повторение по курсу обществознания Интеллектуальная игра «Знатоки обществознания» Интеллектуальная игра «Знатоки обществознания» Тематическое планирование по обществознанию, 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ Право в системе социальных норм Система российского права Законотворческий процесс в Российской Федерации Гражданство в Российской Федерации Контрольная работа «Право как важнейший регулятор жизни общества» Законодательство Российской Федерации о выборах Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба Права и обязанности налогоплательщиков Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты Экологические правонарушения Субъекты гражданского права Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Имущественные права Право на интеллектуальную собственность Наследование Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав Контрольная работа «Гражданское право» Порядок и условия заключения и расторжения брака Правовое регулирование отношений супругов Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования Порядок оказания платных образовательных Занятость и трудоустройство Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения Споры, порядок их рассмотрения Основные правила и принципы гражданского процесса Особенности административной юрисдикции Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство Контрольная работа «Судопроизводство в РФ» Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Повторение по разделу «Правовое регулирование общественных отношений» ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Социальные отношения Социальные группы Социальная стратификация Социальный конфликт Виды социальных норм Социальный контроль Социальная мобильность Контрольная работа «Социальное взаимодействие» Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры Этнические общности Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации Семья и брак Проблема неполных семей Современная демографическая ситуация в Российской Федерации Религиозные объединения и организации в Российской Федерации Контрольная работа «Социальная сфера общества» ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 68 70 Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте Духовная жизнь человека Самосознание индивида и социальное поведение Ценности и нормы Мотивы и предпочтения Свобода и ответственность Отклоняющееся поведение и его типы Общественная значимость и личностный смысл образования Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина Человек в политической жизни Политическая психология и политическое поведение Политическое участие. Политическое лидерство Повторение по разделу «ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ» Интеллектуальная игра «Знатоки обществознания» Интеллектуальная игра «Знатоки обществознания» 4. Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания; уметь • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научнопопулярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; • совершенствования собственной познавательной деятельности; • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; • предвидения возможных последствий определенных социальных действий; • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету 5. Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Критерии оценки устного ответа Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного мат ериала, материал изложен в определѐнной логической последовательности литературным языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определѐнной логической последовательности, при этом допущены 2 -3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2 - 3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или д опущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без и спользования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскр ытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с коррек тным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскр ытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскр ытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Оценивание тестовых заданий. Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест ) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: (20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом). Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов); «4»: 14 + 3 (70 - 75 %); «3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам. Оценивание самостоятельной работы «5»— полностью выполнил все задание «4» – выполнил задание с погрешностями (1- 2 неточности или ошибки) «3» – правильно выполнил только половину заданий «2» – в задании много ошибок Составление опорно - схематичного конспекта (ОСК) Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК. Критерии оценивания ОСК по составлению: • Полнота использования учебного материала. • Объѐм ОСК (10 –11 класс один лист формата А 4). • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). • Наглядность (наличие символов, .; аккуратность выполнения, читаемость ОСК). • Грамотность (терминологическая и орфографическая). • • • • • • • • Отсутствие сложных предложений, только опорные слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Критерии оценки работы учащихся в группе, команде и др. умение распределить работу в команде; умение выслушать друг друга; согласованность действий; правильность и полнота выступлений. активность умение спорить и отстаивать свою точку зрения 6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение № 1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Наименование объектов и средств материальнотехнического обеспечения Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению Примерная программа среднего общего образования по обществоведению Авторские рабочие программы по курсам обществоведению: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. Программа курса «Обществознание» для 10-11 классов-М.: Просвещение, 2009 Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. – М.: Просвещение, 2009. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. – М.: Просвещение, 2009. Дидактические материалы по всем курсам Тесты по всем разделам курса обществознание для основной школы ( напечатаны ) Хрестоматия для 10-11 класса Сборник заданий и задач для 10-11 класса КИМ. Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса Необходимое количество Старшая школа Примечания Д Д Д К К Ф В плане приобретения образовательного учреждения. В плане приобретения образовательного учреждения. В плане приобретения образовательного учреждения. 10 11 12 13 14 2 1 2 3 4 3. Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература. Учебный словарь по обществознанию для средней школы. Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии). Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса) - Барабанов В.В. и др..Обществознание: учебно-справочное пособие. – М.: Астрель, 2003 Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков): 1. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2007 2. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2010. Печатные пособия Таблицы по основным разделам курса Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов) Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов Комплект «Государственные символы Российской Федерации» Компьютерные и информационно-коммуникативные средства В плане приобретения образовательного учреждения В плане приобретения образовательного учреждения Д Д В плане приобретения образовательного учреждения Д 2 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения: Электронные библиотеки по курсу обществоведения ( На компьютере учителя) Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения) Экранно-звуковые пособия Видеофильмы по обществоведению Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществоведению Технические средства обучения Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц Экспозиционный экран 3 Видеомагнитофон, (видеоплейер) * 4 Телевизор с универсальной подставкой 5 Аудио-центр. 6 Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. Сканер Принтер лазерный Копировальный аппарат 1 2 3 4. 1 2 5. 1 7 8 9 В плане приобретения образовательного учреждения Д Д Для домашнего использования Д Д В компьютерном виде Д Д Д Д Д В плане приобретения образовательного учреждения В плане приобретения образовательного учреждения В плане приобретения образовательного учреждения В плане приобретения образовательного учреждения Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных.) 10 Мультимедийный проектор 11 6. 1 Средства телекоммуникации Учебно-практическое оборудование Ящики для хранения таблиц 2 Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.) Штатив для карт и таблиц 3 Д Д Входит в материальнотехническое обеспечение образовательного учреждения. В ОУ В плане приобретения образовательного учреждения В плане приобретения образовательного учреждения В плане приобретения образовательного учреждения 1. Обществознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. – М.: Просвещение, 2009. 2. Обществознание. 11класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеева А.И. – М.: Просвещение, 2009. 3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2007 4. Барабанов В.В. и др..Обществознание: учебно-справочное пособие. – М.: Астрель, 2003. 5. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень. 11 класс. – М.: «ВАКО», 2010. 6. ЕГЭ. Обществознание . 500 заданий. Тренировочные задания к частям А,В, и С. - М.: Астрель, 2011 7. Кишенкова О.В. ЕГЭ-2013.Обществознание. Тематические тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2012 8. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. – М.: Русское слово, 2007. 9. Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию. Сост. Л.Н.Алексашкина.—М.: Дрофа,2001. 10.Типовые варианты реальных заданий ЕГЭ/ сост. Котова О.А., Лискова Т.Е. –М.: Астрель, 2008.