Родная литература 9 класс

Приложение
к основной
образовательной программе
основного общего образования

ПРОГРАММА
по предмету «Родная литература»
ФГОС ООО

Ступень обучения (класс): 9 класс
Количество часов: 17
Учитель: Максимова Елена Павловна
Срок реализации: 2019 – 2020 гг.

2019 год

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса общеобразовательной
школы и реализуется на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах
Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным образовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и
дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологических требованиий к условиям и организации обучения в
образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с
изменениями и дополнениями);
- Устава МАОУ Гарашкинская СОШ;
- основной образовательной программы основного общего образования МАОУ
Гарашкинской СОШ (5 – 9 классы);
- учебного плана МАОУ Гарашкинской СОШ на 2019/2020 учебный год;
- календарного учебного графика МАОУ Гарашкинской СОШ на 2019/2020 учебный год.
УМК:
В.Я. Коровин, В.П. Журавлѐва, В.И. Коровина. Учебник: Литература. 9 класс. Учеб. для
общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлѐв, В.И. Коровин. – М.:
Просвещение, 2019.
Учебник соответствует требованиям стандарта по курсу родная литература. Учебный
предмет «Родная литература» входит в образовательную область «Родной язык и родная
литература». Рабочая программа по родной литературе для 9 класса рассчитана на 17
часов в год, 0,5 часов в неделю.
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты:


осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;



понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Личностные результаты:


формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;





осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского
государства;
формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
формирование основ коммуникативной компетентности в общении;



совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты:


умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять
причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях,
формулировать выводы;



умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;



умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать,
использовать в самостоятельной деятельности.

Ученик научится:
 определять тему и основную мысль произведения;
 владеть различными видами пересказа
 адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в
объеме программы;
 знание изученных текстов;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
 находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
 определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи
между ними;
 выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
 пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как
инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
 представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные
вопросы;
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления
плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе,
литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или
самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или
публицистическую тему;
 выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;



выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений
художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;

Ученик получит возможность научиться:
- Учитывать условия выполнения учебной задачи.
- Выделять альтернативные способы достижения цели.
- Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).
- Продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- Брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом
языковом факте;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания
количества групп;
- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).
- рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и
сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне
тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано
оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
II. Содержание учебного предмета
Из русской литературы XVIII века (1)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» – яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Из литературы XIX века (2)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск
встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по
выбору).
А.П. Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском
рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение
героини.
Из литературы XX века (4)

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города как антитеза природному миру.
Красота искусства.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная основа
в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы (9)
А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр
цикла по выбору).
В.Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия.
Две героини, две судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы
памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении
писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).
Тематическое планирование
Раздел

Количество часов
9 класс

Из русской литературы XVIII века
Из литературы XIX века
Из литературы XX века
Из современной русской литературы
Итого:

1
2
4
10
17 часов

Календарно-тематическое планирование
№п/п

Разделы, темы уроков

Количество
Дата
Дата
часов
проведения проведения
План
Факт

Из русской литературы XVIII века (1)
1

Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» –
яркий образец лирической
прозы русского романтического
направления 18 века. Тема трагической
любви. Мотив вселенского одиночества.

1

Из литературы XIX века (2)
2

Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» подлинная энциклопедия народной
жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к
душе. («Свечка», «Три старца», «Где
любовь, там и Бог», «Кающийся
грешник» и др.). Поэтика и
проблематика. Язык. (Анализ рассказов
по выбору).

1

3

А.П. Чехов. «В рождественскую
ночь». Иронический парадокс
в рождественском рассказе. Трагедийная
тема рока, неотвратимости судьбы.
Нравственное перерождение героини.

1

Из литературы XX века (4)
4

В.В.Вересаев. «Загадка». Образ города
как антитеза природному миру.
Красота искусства.

1

5

Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл
названия рассказа. Душевная жизнь
героев. Поэтика психологического
параллелизма.

1

6

К.Д.Воробьѐв. «Гуси-лебеди». Человек
на войне. Любовь как
высшая нравственная основа в человеке.
Смысл названия рассказа.

1

7

Письменная работа (ответ на

1

проблемный вопрос)
Из современной русской литературы (9)
8

А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» многолетние раздумья автора
о человеке, о природе, о проблемах
современного общества и о судьбе
России. Языковые средства
философского цикла и их роль в
раскрытии образа автора.(Анализ
отдельных миниатюр цикла по выбору).

1

9

В.Г.Распутин. «Женский
разговор». Проблема любви и
целомудрия.
Две героини, две судьбы.

1

10

Сочинение " Диалог поколений".

1

11

Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени –
один из основных мотивов рассказа.
Тема нравственного выбора. Образ
«вечной Сонечки». Символические
образы.

1

12

В.Н. Крупин. Сборник
миниатюр «Босиком по небу»
(Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет,
композиция. Средства выражения
авторской позиции. Психологический
параллелизм как сюжетнокомпозиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать
прекрасное. Главные герои, их портреты
и характеры, мировоззрение (анализ
миниатюр по выбору).

1

13

Б.П. Екимов. «Ночь
исцеления». Особенности прозы
писателя. Трагическая судьба человека в
годы Великой Отечественной войны.
Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно
закончившейся войны.

1

14

Захар Прилепин. «Белый
квадрат». Нравственное взросление
героя рассказа. Проблемы памяти, долга,
ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении
писателя.

1

15

Сочинение по творчеству данных
писателей (по выбору учителя).

1

16

Промежуточная аттестация. Тест

1

17

Заключительный урок

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».