биология 11класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии
Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом
Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой среднего (полного) общего
образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от
07.07.2005г. № 03-1263).
Используемый УМК:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 -11 классы. Базовый уровень.- М.:
Дрофа, 2014 (учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации).
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования
на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание»
биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение
учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей,
формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
На изучение биологии на базовом уровне отводится 69 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 34
часов в 11 классе. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа
предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 10 классе и 1 час в неделю в 11 классе.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего
(полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по
биологии (базовый уровень):
•
освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов,
лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях
биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся
биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
•
ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук
(цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения
биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного
оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в
биологической науке;
•
овладение умениями: самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую
информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь
между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами
человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧинфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной
жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
характеризовать современные научные открытия в области биологии;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе: знакомства с выдающимися открытиями и современными исследованиями в
биологической науке, решаемыми ею проблемами, методологией биологического исследования;
проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования
биологических объектов и процессов;
•
воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как
основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования;
•
приобретение компетентности в рациональном природопользовании (соблюдение правил
поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и
сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера)
на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на
формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и
эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях,
проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с
преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке
программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные
связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и
явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических
теоретических понятий межпредметных по своей сущности. В старшей школе прослеживаются как
вертикальные (между ступенями образования), так и горизонтальные (на одной ступени обучения)
межпредметные связи курса биологии с другими курсами - физики, химии, географии.
Рабочая программа ориентирована на учебники:
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа,
2014.-254с. (Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. 11 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа,
2014.-207с. (Гриф: Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен знать и понимать:
•

•

•
•

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности;
теория гена; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); законов (расщепления Г. Менделя;
независимого наследования Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в
наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетический); правил (доминирования Г.
Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни,
происхождения человека); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования,
сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологические основы); учений (о путях и направлениях
эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского
о биосфере и ноосфере);
особенности биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке;
фотосинтез; пластический и энергетический обмен; брожение; хемосинтез; митоз; мейоз; развитие гамет у
растений и животных; размножение; оплодотворение у растений и животных; индивидуальное развитие
организма (онтогенез); получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов; действие искусственного,
движущего и стабилизирующего отбора; географическое и экологическое видообразование; формирование
приспособленности к среде обитания; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
эволюция биосферы;
особенности строения биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом,
женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных
организмов; вида и экосистем (структура);
причины эволюции, изменяемости видов наследственных заболеваний, мутаций; устойчивости,
саморегуляции, саморазвития и смены экосистем.
Уметь (владеть способами деятельности):

•

•

•

•
•
•
•

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в
практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и
эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных
организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и
окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость
защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль
человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного
здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости,
проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы
органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности,
культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для
человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника
отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и

справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую
информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть
компетентным в области рационального природопользования, защиты окружающей среды и сохранения
собственного здоровья):
•
соблюдать и обосновывать правила поведения в окружающей среде и обеспечения безопасности собственной
жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, меры профилактики
распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний;
•
оказывать первую помощь при обморожениях, ожогах, травмах; поражении электрическим током, молнией;
спасении утопающего;
•

оценки этических аспектов некоторых
искусственное оплодотворение).

исследований

в

области

биотехнологии

(клонирование,

10 КЛАСС
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб, для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов,
И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2014.;
методических пособий для учителя:
• Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10 класс: методическое, пособие к учебникуВ.И.
Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.:Дрофа,
2006. -140 с.;
• Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11
классы. - М.: Дрофа, 2010. -138 с.;
дополнительной литературы для учителя:
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену. Общая
биология. – М. : Дрофа, 2004г.
•
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1
сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного
образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий
Материально-техническое оснащение.
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.
Стенд “ уровни организации жизни”
Раздел 2. Клетка.
Портреты ученых.
Таблицы: строение клетки, бактерии.
Раздел 3. Организм.
Таблицы: митоз, вегетативное размножение, , оплодотворение, породы животных, сорта растений

Содержание программы (10-11 классы)
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения
биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) и Стандарт среднего
(полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (3 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая
организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы 1.
Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (11 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль
клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме
человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки.
Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и
функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в
биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом.
ОРГАНИЗМ (20 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена
веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения
организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и
символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория
наследственности. Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.
Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы.
Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия
и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный
отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых
исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий
их влияния на организм
ВИД (20 час)
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной
теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной
картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие
силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты
эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины
вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов
на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с
млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Критерии вида
Популяция – структурная единица вида, единица эволюции
Движущие силы эволюции
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов
Образование новых видов в природе
Эволюция растительного мира
Эволюция животного мира
Редкие и исчезающие виды
Формы сохранности ископаемых растений и животных
Движущие силы антропогенеза
Происхождение человека
Происхождение человеческих рас
Лабораторные и практические работы
Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания
ЭКОСИСТЕМЫ (11 час)
Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые
отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура
экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины
устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в
биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Эволюция биосферы.
Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в
окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы
Биологические ритмы
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз
Ярусность растительного сообщества
Пищевые цепи и сети
Экологическая пирамида
Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме
Экосистема
Агроэкосистема
Биосфера
Круговорот углерода в биосфере
Биоразнообразие
Глобальные экологические проблемы
Последствия деятельности человека в окружающей среде
Биосфера и человек
Заповедники и заказники России
Лабораторные и практические работы
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных
экологических проблем и путей их решения
Заключение – 1 час
Резерв -2 часа

Календарно – тематическое планирование 10 класс
Рабочее календарно-тематическое планирование
по биологии 10 класс
2017/2018 учебный год
Учебник – Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. 10 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа, 2014
За год – 35 часов (1 часа в неделю – базовый уровень)
№
п/п

Название раздела, темы урока,
тип урока

Плановые
сроки

Элементы обязательного
минимума образования
Прогнозируемый результат ЗУН

1.

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
МЕТОДЫ НАУЧНОГО
ПОЗНАНИЯ (3)
Предмет и задачи общей биологии.
Методы изучения живой природы.
Краткая история развития биологии
Вводный урок

Определять место
предмета
в системе
естественных
наук, методы
исследования в
биологии; вклад ученых (основные
открытия) в развитии биологии на
разных этапах ее становления.

2.

Сущность жизни и свойства
живого.
Повторение и обобщение знаний

Определение понятию жизнь,
перечислять уровни организации
живой материи. Основные свойства
живого.

3.

Уровни организации живой
материи. Методы познания
живого.
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Объяснять уровни организации
живой материи, роль биологических
теорий, идей и гипотез в
формировании естественнонаучной
картины мира.

4.

КЛЕТКА (11 час)
Развитие знаний о
клетке.
Клеточная теория. Роль клеточной
теории в становлении современной
естественнонаучной картины мира.

Объяснять основные
положения клеточной
теории, роль клеточной теории
в формировании
естественнонаучной картины
мира.

Формы и
средства
контроля

Практическая часть
программы
(Лабораторные,
практические работы,
экскурсии)
Демонстрации: таблицы
и модели «Методы
познания живой
природы»

Демонстрации:
таблицы и модели
«Уровни организации
живой природы»
Тестовый
контроль /Тест
№1 «Биология
как наука.
Методы
научного
познания»
Л\р №1 «Сравнение
строения
клеток
растений и животных»

Домашние
задания

Урок изучения и
закрепления знаний

5

первичного

Химический состав клетки. Роль
неорганических и органических
веществ в клетке и организме
человека. Неорганические вещества
клетки

Характеризовать
молекулярный уровень,
неорганические
вещества, их
биологическое
значение.

Комбинированный урок
6.

Органические вещества клетки.
Липиды.
Комбинированный урок

Уметь объяснять
состав и строение
липидов. Знать функции липидов,
приводить примеры.

Демонстрации:
таблицы

7.

Органические вещества клетки.
Углеводы.
Биологические
полимеры – белки Особенности
строения углеводов и белков.
Комбинированный урок

Знать характеристику
углеводов и
белков, входящих
в состав
живых организмов,
их функции.
Приводить примеры

Демонстрации:
таблицы и модели
«Строение молекулы
белка»

8.

Органические вещества клетки.
Биологические полимеры –
нуклеиновые кислоты.
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Демонстрации:
таблицы
и модели
«Строение
молекулы
ДНК»,
«Строение
молекулы РНК»

9.

Ядерные клетки. Строение
эукариотической клетки. Основные
части и органоиды клетки, их
функции
Комбинированный урок

Знать особенности
строения и
функционирования
нуклеиновых кислот. Выделять
различия в строении и функциях
ДНК и РНК.
Знать особенности
строения и
функционирования
органоидов клетки. Раскрывать
взаимосвязь строения и функций
органоидов.

Демонстрации:
таблицы
и модели
«Строение
клетки»,
«Строение
клеток
прокариот и эукариот»,
Л/р №2«Наблюдение
клеток растений и
животных под
микроскопом на

готовых
микропрепаратах и их
описание»

10.

Клеточное ядро. Строение
функции хромосом.
Комбинированный урок

11.

и

Описывать строение ядра эукариот,
перечислять функции структурных
компонентов ядра, характеризовать
строение и состав хроматина

Демонстрации:
таблицы
и модели
«Строение
вируса»,
«Хромосомы»,
«Характеристика
гена»

Доядерные клетки. Строение и
функции прокариотической клетки.
Комбинированный урок

Знать особенности
строения
прокариотической
клетки, называть части клеток

12.

Реализация
наследственной
информации
в
клетке.
Ген
Генетический
код.
Удвоение
молекулы ДНК .
Комбинированный урок

Знать особенности реализации
наследственной информации в
клетке

Демонстрации:
таблицы
и модели
«Строение
клетки»,
«Строение
клеток
прокариот и эукариот»
Демонстрации:
таблицы
и модели
«Хромосомы»,
«Характеристика гена»

13.

Неклеточные формы жизни.
Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных
заболеваний. Профилактика
СПИДа.
Комбинированный урок

Знать особенности строения вирусов,
характеризовать этапы
проникновения вируса в клетку.
Объяснять сущность воздействия
вирусов на клетку

14.

Контрольно-обобщающий урок по
теме «Строение и функции клетки»
Урок обобщения, контроля,
оценки и коррекции знаний

Знать особенности строения клеток
прокариот, эукариот, функции
органоидов

15.

ОРГАНИЗМ (20 час)

Знать определение понятия
организм, уметь объяснять

Демонстрации:
таблицы
и модели
«Строение вируса»

Тестовый
контроль/ Тест
№ 2 «Строение и
функции
клетки»
Демонстрации:
таблицы
и модели

16.

Организм – единое целое.
Многообразие организмов.
Вводный урок

особенности строения клетки
одноклеточных и многоклеточных
организмов

Обмен веществ и превращение
энергии – свойство
живых
организмов. Энергетический обмен

Уметь объяснять, что такое
ассимиляция и диссимиляция
Знать основные этапы
энергетического обмена в клетке

Урок изучения и первичного
закрепления знаний

«Многообразие
организмов»,
«Обмен
веществ и превращения
энергии в клетке»
Демонстрации:
таблицы и модели
«Обмен веществ и
превращения энергии в
клетке»

17.

Пластический обмен. Фотосинтез.
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Характеристика фотосинтеза,
его этапов, особенности хемосинтеза

Демонстрации:
таблицы и модели
«Обмен веществ и
превращения энергии в
клетке», Фотосинтез

18.

Размножение – свойство
организмов. Деление клетки. Митоз
Комбинированный урок

Знать способы
размножения
организмов,
характеризовать
бесполое размножение митоз

Демонстрации:
таблицы и модели
«Способы бесполого
размножения»
Л\р №3
«Исследование фаз
митоза на
микропрепарате
клеток кончика
корня»

19.

Размножение бесполое и половое
Комбинированный урок

Сущность бесполого и
полового размножения,
оплодотворения, их
значение.

20.

Образование
половые
Мейоз.
Комбинированный урок

Знать фазы мейоза,
Раскрывать
биологическое
значение мейоза

Демонстрации:
таблицы и модели
«Деление клетки»,
«Половые клетки»,
«Оплодотворение у
растений и животных»
Демонстрации:
таблицы и модели
«Половые клетки»,
«Оплодотворение у
растений и животных»,
«Фазы мейоза»

21

Оплодотворение
Комбинированный урок

клеток.

Сущность оплодотворения, его
значение. Механизм двойного

Демонстрации:
таблицы и модели

22.

Индивидуальное развитие
организма (онтогенез).
Эмбриональный период развития.
Комбинированный урок

оплодотворения у цветковых
растений

«Половые клетки»,
«Оплодотворение у
растений и животных»,
«Фазы мейоза»

Объяснять процесс развития
живых организмов как
результат реализации
наследственной
информации.

Демонстрации:
таблицы и модели
«Индивидуальное
развитие организма»

23.

Онтогенез человека.
Репродуктивное здоровье
Последствия влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ
на развитие зародыша человека.
Комбинированный урок

Называть периоды онтогенеза,
описывать процесс эмбриогенеза,
сравнивать зародыши человека и
других млекопитающих и делать
выводы на основе сравнения
Объяснять отрицательное влияние
алкоголя, никотина и наркотических
средств на развитие зародыша
человека, влияние мутагенов на
организм

24.

Генетика – наука о закономерностях
наследственности и изменчивости.
Г.Мендель – основоположник
генетики.
Комбинированный урок

Знать сущность закономерностей
наследования, установленные
Г.Менделем. Объяснять значение
гибридологического метода изучения
наследственности

25.

Закономерности наследования.
Моногибридное скрещивание. I и II
законы Г.Менделя.
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Характеристика законов
Менделя. Знать и уметь
применять основные понятия
генетики, решать
генетические задачи

Демонстрации:
таблицы и модели
«Моногибридное
скрещивание»,
«Неполное
доминирование»
П/Р №1 «Составление
простейших
схем
скрещивания»

26.

Дигибридное скрещивание.
III закон Г.Менделя.
Анализирующее скрещивание.

Сущность
дигибридного
скрещивания. Формулировать закон

Демонстрации:
таблицы и модели
«Дигибридное

Тестовый
контроль/ Тест
№3
«Размножение и
развитие
организмов»

Демонстрации:
таблицы и модели
«Индивидуальное
развитие организма

Урок изучения и первичного
закрепления знаний

независимого наследования. Называть
условия закона независимого
наследования. Составлять схемы
дигибридного скрещивания,
анализировать их.
Уметь решать задачи по теме.

скрещивание»
П/Р
№2 «Решение
элементарных
генетических задач»

27.

Хромосомная теория
наследственности. Сцепленное
наследование генов
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Формулировать закон сцепленного
наследования Т. Моргана. Объяснять
причину нарушения сцепления,
биологическое значение перекреста
хромосом.

Демонстрации:
таблицы и модели
«Перекрест хромосом»,
«Сцепленное
наследование»

28.

Современные представления о гене
и геноме
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Знать определение понятия геном
приводить примеры взаимодействия
генов

Демонстрации:
таблицы и модели
«Наследование,
сцепленное с полом»

29.

Генетика
пола. Сцепленное
с
полом наследование.
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

30.

Наследственная (генотипическая)
и ненаследственная изменчивость.
Основные закономерности
изменчивости
Комбинированный урок

31.

Генетика и здоровье человека..

П/Р №3 «Решение
элементарных
генетических задач»
Демонстрации:
таблицы и модели
«Наследование,
сцепленное с полом»

Объяснять механизм
генетического определения
пола, приводить примеры
механизмов определения пола.
Объяснять причины
соотношения полов 1:1,
механизмы наследования
гемофилии и дальтонизма.
Анализировать родословные.
Решать простейшие задачи на
сцепленное наследование.
Называть и определять различные
виды изменчивости, объяснять
механизм возникновения различных
видов изменчивости.
Знать сущность
мутационной
изменчивости, выявлять
причины мутаций
Называть основные причины

Демонстрации:
таблицы и модели
«Мутации»

Тестовый

Демонстрации:

32.

33.

34.

Значение генетики для медицины.
Наследственные болезни человека,
их причины и профилактика.
Влияние мутагенов на организм
человека.
Комбинированный урок

наследственных заболеваний
человека, методы дородовой
диагностики, объяснять опасность
близкородственных браков.
Объяснять влияние мутагенов на
здоровье человека, выявлять
источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно)

Генетика – теоретическая основа
селекции. Селекция. Основные
методы и достижения селекции
Урок изучения и первичного
закрепления знаний

Знать центры
многообразия и
происхождения
культурных растений,
уметь объяснять закон
гомологических рядов
наследственной
изменчивости

Демонстрации:
таблицы и модели
«Центры многообразия и
происхождения
культурных
растений»,«Искусственн
ый отбор»,
«Гибридизация»

Называть
основные методы
селекции растений,
животных и
микроорганизмов, понятие и
сущность биотехнологии
Знать основные закономерности
наследственности и изменчивости,
основные методы и достижения
современной селекции

Демонстрации:
таблицы
и модели
«Исследования
в
области биотехнологии»

Биотехнология, ее достижения,
перспективы развития. Этические
аспекты развития некоторых
исследований в биотехнологии
Комбинированный урок
Контрольно-обобщающий урок
по теме
«Закономерности наследственности
и изменчивости. Селекция»
Урок обобщения, контроля,
оценки и коррекции знаний

Резерв – 1 час

контроль /тест
№4 «Основы
генетики»

Тестовый
контроль/Тест
№5
«Закономерност
и
наследственност
ии
изменчивости»

таблицы и модели
«Наследственные
болезни человека»,
«Влияние алкоголизма,
наркомании, курения на
наследственность»

11 КЛАСС
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Общая биология. Базовый уровень: учеб, для 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.:
Дрофа, 2014. .;
методических пособий для учителя:
• Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс: методическое, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б.
Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.:Дрофа, 2006. -140 с.;
• Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. 138 с.;
дополнительной литературы для учителя:
Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. – М. : Дрофа, 2004г.
•
Интернет-ресурсы
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные
новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и
Мефодий

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(11 класс)

№

Из них
Наименование разделов и тем

Всего
часов

Лабораторные и практические

Контрольные и
диагностические материалы

Раздел 1. Вид
1.1.

История эволюционных идей

4

1.2.

Современное эволюционное учение

9

1.3.

Происхождение жизни на Земле

3

1.4.

4
20

2.

Происхождение человека
Всего
Раздел 2. Экосистемы

2.1.

Экологические факторы

3

2.2.

Структура экосистем

4

2.3.

Биосфера – глобальная экосистема

2

2.4.

Биосфера и человек

2

Всего
Заключение
Резервное время
ИТОГО

11
1
2
34

Лабораторная работа
«Выявление приспособлений у организмов к
среде обитания»

Зачет «Основные закономерности
эволюции».

Практическая работа
«Составление схем передачи веществ и
энергии (цепей питания)».

Обобщение по теме «Экосистема»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС
№

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Требования к уровню
подготовки
обучающегося

Домашнее
задание

Дата

РАЗДЕЛ 4. ВИД (20 часов)
ТЕМА 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 часа)
1.

Развитие биологии в додарвиновский период. Работы
К.Линнея.

2.

Эволюционная Урок изучения и Индивидуальные Давать
определения ключевым понятиям. §2.
первичного за- ответы учащихся Формулировать законы «Упражнения и
теория
неупражнение органов» и «Наследования
Ж.Б.Ламарка. крепления новых знаний.
благоприятных признаков». Объяснять
Семинар.
единство живой и неживой природы.

Вводный, урок
изучения и
первичного закрепления новых знаний.

Давать
определения ключевым понятиям. §1.
Называть ученых и их вклад в развитие
биологической науки.
Объяснять роль биологии в формировании
научного мировоззрения.

.

3.

Предпосылки
развития теории Ч.Дарвина.

Индивидуальные
Урок изучения и ответы учащихся
первичного закрепления новых знаний.
Семинар.

4.

Эволюционная
теория
Ч.Дарвина.

§4.
Давать определения ключевым понятиям.
Называть
основные
положения
учения
Урок изучения и Индивидуальные
первичного за- ответы учащихся Ч.Дарвина о естественном отборе.
Характеризовать
сущность
действия
крепления ноискусственного отбора.
вых знаний.
Семинар.
Сравнивать искусственный и естественный
отбор и делать вывод на основе сравнения.
Объяснять вклад эволюционной теории в
формирование современной естественнонаучной
картины мира.

Давать определения ключевым понятиям.
§3.
Называть естественнонаучные и социальноэкономические предпосылки возникновения
учения Ч.Дарвина.
Объяснять роль биологии в формировании
научного
мировоззрения.
Находить
информацию в различных источниках.

ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 часов)
5.

Вид. Критерии и
структура.
Комбинирован- Лабораторная
ный урок.
работа №4
«Описание особей
вида по морфологическому
критерию»

Давать определения ключевым понятиям.
§5.
Характеризовать критерии вида.
Обосновывать необходимость определения вида
по совокупности критериев.
Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

6.

Популяция структурная
единица вида и
эволюции.

Комбинирован- Самостоятельная Давать определения ключевым понятиям.
ный урок.
работа
Характеризовать:
>популяцию как структурную единицу вида;
>популяцию как единицу эволюции.
Находить
различных
оценивать.

7.

Факторы
эволюции.

8.

Естественный
отбор - главная Комбинировандвижущая сила
ный урок.
эволюции.

Комбинированный урок.

Лабораторная
работа
«Выявление
изменчивости
у особей одного
вида»

§ 6, 7.

информацию о популяции в
источниках и критически ее

Давать определения ключевым понятиям.
Называть факторы эволюции.
Характеризовать факторы эволюции.
Объяснять причины изменяемости видов.
Выявлять изменчивость у особей одного вида.

§8.

Давать определения ключевым понятиям.
§9.
Называть
причину
борьбы
за
существование.
Самостоятельная
Характеризовать:
работа
естественный отбор как результат борьбы за
существование;
>формы естественного отбора. Сравнивать
действие движущего и стабилизирующего
отбора и делать выводы на основе сравнения.

.

9.

Адаптации организмов к усКомбинирован
ловиям обитания. ный урок

Давать
определения ключевым понятиям. §10.
Характеризовать:
Лабораторная
Приспособленность
как закономерный
работа
результат
эволюции;
>виды
адаптации.
«Выявление
Объяснять
взаимосвязи
приспособлений
организмов и окружающей
у организмов к среды:
среде обитания» >механизм возникновения
приспособлений;
Относительный характер
приспособлений.
Выявлять приспособленность организмов к
среде обитания.
Определять относительный характер
приспособленности.

10.

Видообразование.

Самостоятельная
работа Тест

11. Сохранение
многообразия
видов.

12. Доказательства
эволюции
органического
мира.

Комбинирован
ный урок.

Комбинирова
нный урок.

Урок
комплексного
применения
знаний.
Конференция.

Давать
определения ключевым понятиям. §11.
Называть способы видообразования и
приводить примеры.
Описывать механизм основных путей
видообразования.

Давать определения ключевым понятиям.
§12.
Приводить
примеры
процветающих,
Самостоятельная
вымирающих или исчезнувших видов растений и
работа Тест
животных.
Характеризовать:
>причины процветания или вымирания видов;
>условия сохранения видов.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.
"Прогнозировать результаты изменений в
биосфере в связи с изменением биоразнообразия.
§13.
Индивидуальные Давать определения ключевым понятиям.
Находить
и
систематизировать
информацию
о
ответы учащихся
косвенных и прямых доказательствах эволюции.

13. Зачет №1
«Основные
закономерности
эволюции».

Урок контроля Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,
и оценки
соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.
знаний.
Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
Задания на соответствие.
Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
Задания: закончить (дополнить) предложение.
Задания с использованием рисунков, таблиц.

ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)
Давать определения ключевым понятиям.
§14.
14. Развитие предУрок изучения Индивидуальные Описывать и анализировать взгляды ученых на
ставлений
о
происхождение жизни.
и первичного
происхождении
ответы учащихся Характеризовать роль эксперимента в разрешезакрепления
жизни на Земле.
нии научных противоречий.
новых знаний.
Лекция.

15.

Современные
представления Урок систематио возникнове- зации и обобнии жизни.
щения знаний.
Семинар.

§15.
Индивидуальные Давать определения ключевым понятиям.
Находить
и
систематизировать
информацию
ответы учащихся
по проблеме происхождения жизни.
Анализировать и оценивать работы С.Миллера
и А.И. Опарина по разрешению проблемы
происхождения жизни на Земле.
Объяснять: вклад эволюционной теории в
формирование современной естественно-научной
картины мира.
.

16.

Развитие жизни на Земле.
Урок систематизации и обобщения знаний.
Семинар.

Давать определения ключевым понятиям.
§16.
Выявлять
черты
биологического
прогресса
и
Индивидуальные
в живой природе на протяжении
ответы учащихся регресса
эволюции.
Устанавливать взаимосвязь закономерностей
развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

ТЕМА 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (4 часа)
17. Гипотезы происхождения
человека.
Урок изучения и
Самостоятельная
первичного заработа
крепления нового
материала.

18. Положение человека в системе животного мира.

Урок систематизации и обобщения знаний.
Семинар.

Давать определения ключевым понятиям. §17.
Называть
положения
гипотез
происхождения человека.
Характеризовать развитие взглядов ученых
на проблему антропогенеза.
Находить
и
систематизировать
информацию
из разных источников по проблеме
происхождения человека.
Анализировать и оценивать степень
научности и достоверности гипотез происхождения человека.

Давать определения ключевым понятиям.
Индивидуальные Называть место человека в системе
ответы учащихся животного мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру,
используя данные сравнительной анатомии,
эмбриологии и других наук.

§17. §18
вопросы
семинара,
индивидуальные
задания.

19.

Эволюция чеНазывать:
Урок изучения Индивидуальные >стадии эволюции человека;
ловека.
нового
мате- ответы учащихся > представителей каждой эволюционной
риала. Семинар.
стадии.
Характеризовать:
Особенности представителей каждой стадии
эволюции человека с биологических и
социальных позиции;
>роль биологических и социальных
факторов антропогенеза в длительной
эволюции людей.

20.

Человеческие
расы.

§19вопросы
семинара,
индивидуальные
задания.

Давать
определения ключевым понятиям. §20 повторить
подготовитьс
Урок изучения Индивидуальные Называть и различать
я к зачету.
нового
мате- ответы учащихся человеческие расы.
риала. Семинар.
Объяснять механизмы формирования
расовых признаков.
Доказывать на основе научных фактов
несостоятельность расизма и социалдарвинизма.

РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ (11 часов)
ТЕМА 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (3 часа)
21.

Организм
и
среда. Эколо- Урок изучения и
гические фак- первичного заторы.
крепления новых знаний.

§21
Самостоятельна Давать определения ключевым понятиям.
Называть:
я работа
>задачи экологии; >экологические факторы.
Обосновывать роль экологии в решении
практических задач.
Объяснять
взаимосвязь
организмов
и
окружающей среды: биологическое действие
экологических факторов на организмы.
Выявлять закономерности влияния факторов на
организмы.
*Прогнозировать результаты изменения
действия факторов.

22.

Абиотические Комбинированфакторы сре- ный урок.
ды.

Самостоятельна
я работа
Таблица

Давать определения ключевым понятиям.
§22.
Называть основные абиотические факторы.
Описывать приспособления организмов к
определенному
комплексу
абиотических
факторов.
Выявлять:
>действие местных абиотических факторов на
живые организмы; >у оценивать практическое
значение ограничивающего фактора.
Объяснять
взаимосвязь
организмов
и
окружающей среды: закономерности действия
абиотических факторов на организмы.

23.

Биотические
Комбинированфакторы среды. ный урок.

Самостоятельна
я работа
Таблица

Давать определения ключевым понятиям.
§23.
Называть виды взаимоотношений между
организмами.
Характеризовать
основные
типы
взаимоотношений организмов.
Объяснять
механизм
влияния
взаимоотношений между организмами на
формирование биологического разнообразия и
равновесия в экосистемах.

ТЕМА 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ (4 часа)
24.

Структура
экосистем.
Комбинированный урок.

25.

Пищевые связи. Круговорот Комбинированвеществ
и ный урок.
энергии в экосистемах.

26.

Причины
устойчивости
и смены
экосистем.

Комбинированный урок.

§24.
Самостоятельна Давать определения ключевым понятиям.
Описывать
структуру
экосистемы.
я работа
Называть компоненты пространственной и
Таблица
экологической структуры экосистемы.
Характеризовать
компоненты
пространственной и экологической структуры
экосистемы.

Давать определения ключевым понятиям.
§25.
Приводить
примеры
организмов,
представляющих трофические уровни.
Характеризовать.
>трофическую структуру биоценоза;
>роль организмов (продуцентов, консументов,
редуцентов) в потоке веществ и энергии;
>солнечный свет как энергетический ресурс.
Составлять схемы передачи вещества и
энергии (цепей питания).
Использовать
правило 10% для расчета
потребности организма в веществе.
определения ключевым понятиям. § 26.
Самостоятельна Давать
Объяснять:
я работа
>причину
устойчивости экосистем;
>причины смены экосистем;
> необходимость сохранения многообразия
видов.
Описывать этапы смены
экосистем.
Выявлять изменения в
экосистемах.
Решать простейшие экологические задачи.
Практическая
работа
«Составление
схем передачи
веществ и
энергии (цепей
питания)».

27.

Влияние человека на экосистемы.
Комбинированный урок.
-

Давать
определения
ключевым
понятиям.
Самостоятельна
Приводить примеры экоя работа
логических нарушений.
Называть:
>способы
оптимальной
эксплуатации агроценозов;
>способы сохранения естественных экосистем.
Характеризовать влияние человека на экосистемы.
Сравнивать экосистемы и
агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.
'Прогнозировать результаты экологических
нарушений по заданным параметрам.

§27.

ТЕМА 5.3. БИОСФЕРА - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 часа)
28.

Биосфера
- Комбинированглобальная
ный урок.
экосистема.

определения ключевым понятиям. §28.
Самостоятельна Давать
Называть:
я работа
>структурные компоненты и свойства
биосферы;>границы биосферы и факторы, их
обуславливающие. Характеризовать: >живое
вещество, биокосное и косное вещество био-

живых
29. Роль
организмов в Комбинированбиосфере.
ный урок.

Давать
определения ключевым понятиям.
Описывать:
Самостоятельн
>биохимические
циклы воды, углерода;
ая работа
>проявление
физико-химического
воздействия организмов на среду.
Характеризовать:
>сущность и значение круговорота веществ и
превращения энергии; >роль живых организмов
в жизни планеты и обеспечении устойчивости
биосферы.
*Прогнозировать
последствия для нашей
планеты нарушения круговорота веществ.

§29.
Творческое
задание
(по
желанию учащихся): составить
схему
круговорота
азота и фосфора.

ТЕМА 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 + 1 час на заключительный урок)
30. Биосфера
человек.

и Комбинированный урок.

Приводить примеры прямого и косвенного
Самостоятельн воздействия человека на живую природу.
Находить и систематизировать
ая работа
информацию
о последствиях деятель-

§30. вопросы
семинара,
индивидуальные
задания.

ности людей на биосферу в целом.
Анализировать и оценивать
последствия
прямого и косвенного воздействия человека на
природу, собственной
деятельности в
окружающей среде. Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

31.

Основные экологические
Комплексное
проблемы со- применение
временности, ЗУН. Семинар.
пути их решения.

Характеризовать причины и последствия §31,32
современных
глобальных экологических
проблем.
Индивидуальны Находить и систематизировать информацию
е ответы
в
различных
источниках
о
глобальных
экологических проблемах и путях их решения.
Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Обосновывать необходимость разработки
принципов рационального природопользования. ^Предлагать пути решения
региональных и глобальных
экологических проблем на основе интеграции
наук: физики, химии, математики, кибернетики.

32.

Роль биологии Комплексное
в будущем.
применение
ЗУН. Круглый
стол.

3334

Резервное время

Давать определения ключевым понятиям.
последствия
роста
населения
Индивидуальн Оценивать
планеты;
этические
аспекты
решения
проблем,
ые ответы
связанных с будущим человечества в связи с его
отношением к природе; значение работ ученых,
занимающихся
прогнозированием
взаимодействия
общества
с
природными
экосистемами.
Характеризовать роль международного
сотрудничества в решении экологических
проблем человечества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дополнительная литература для учащихся:
1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и
поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
2. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Обща:
биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.
Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:
1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное
пособие»);
3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений
/ТВ. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. -96с;
5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
6. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учеб нику. М.: Дрофа, 2005. - 171с;
7. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М.
Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.
МУЛЬТИМЕДИА - поддержка курса «Общая биология»
•
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание)
Республиканский мультимедиа центр, 2004
•
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику
Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
•
Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
•
Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».