Аннотация к рабочей программе по математике 5-9 классы ФГОС ООО. Рабочая программа предмета «Математика» обязательной предметной области «Математика и информатика» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов: 1. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации»от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. 2. Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главногогосударственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОН России от 17 декабря 2010 г. № 1897, Приказ Минобрнайки России от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897»). 4. Приказ Минобрнауки от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднегообщего образования». 5. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Гарашкинская СОШ информационно – методических материалов: 1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9классы: проект – 2е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 67 с. – (Стандарты второго поколения). Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: В направлении личностного развития: 1. формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; 2. развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту; 3. формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта; 4. воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения; 5. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; 6. развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; В метапредметном направлении: 1. развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования; 2. формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности. В предметном направлении: 1. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежныхдисциплин, применения в повседневной жизни; 2. создание фундамента для математического развития,формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности. При обучении математики применяются следующие технологии обучения: 1. Технологии личностно-ориентированного обучения (технология разноуровнего обучения, технология коллективного взаимообучения, технология сотрудничества, модульная технология). 2. Инновационные технологии (технология перспективно-опережающего обучения С. Н. Лысенковой, игровые технологии, проблемное обучение). 3. Технология развивающего обучения. Проявляется в особенностях изложения теоретического материала и упражнениях на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. На различных этапах обучения используются различные виды контроля: 1. Предварительный. Это стартовый контроль в начале года. Формы проведения: письменные контрольные работы, стандартизированный тест, который использовался на итоговом контроле прошлого учебного года в этом же классе. 2. Текущий. Осуществляется во время урока с целью проверки усвоения материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Формы проведения: интеллектуальная разминка, «сигнальные карточки» при проведении математических и графических диктантов, индивидуальные карточки, различные компьютерные тренажеры. 3. Тематический или промежуточный. Он состоит в проверке знаний, умений и навыков учащихся, охватывающей сравнительно большой материал. Формы: в среднем звене творческие задания. В старших классах - индивидуальные домашние работы. По окончании изучения темы проводится контрольная работа, а за полугодие дополняется проверкой теоретического материала. 4. Итоговый. Проводится в всего учебного года. Форма: письменная контрольная работа, стандартизированный тест. Общая характеристика учебного предмета. Практическая значимость школьного курса математики 5-9 классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном мире математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в старших классах, а также для изучения смежных дисциплин. Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирования абстрактного мышления. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. В процессе изучения математики ученики 5-9 классов учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение текстовых задач, денежные и процентные расчеты, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение «читать» графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определенного типа. С точки зрения воспитания творческой личности, особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приёмы как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение математики даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры. Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируется содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, например, решение текстовых задач, денежные и процентные расчеты, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение «читать» графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определенного типа. Место курса математики 5-9 классы в учебном плане. Года обучения 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Кол-во часов в неделю 5 5 Алгебра – 3 Геометрия - 2 Всего – 5 Алгебра – 3 Геометрия - 2 Всего – 5 Алгебра – 3 Геометрия - 2 Всего – 5 Кол-во учебных недель 34 34 34 34 33 Всего часов за учебный год 170 170 102 68 170 102 68 170 99 66 165 845 Планируемые результаты изучения курса математика 5-9 классы. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученныезнания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы». Предметные результаты: 1. Осознание значения математики для повседневной жизни человека. 2. Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации. 3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования. 4. Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания. 5. Систематические знания о функциях и их свойствах. 6. Систематические знания о фигурах и их свойствах. 7. Практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения: выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами; решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств; изображать фигуры на плоскости; использовать «геометрический» язык для описания предметов окружающего мира; фигур; измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объемы распознавать и изображать равные и симметричные фигуры; выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки; проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения; использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; строить на координатной плоскости точки по заданным координатам,определять координаты точек; читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы,диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде, на чертежах и схемах; решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов; выполнять вычисления с действительными числами; решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств; использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей; проводить практические расчеты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближенных вычислений; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами; исследовать функции и строить графики.