русский язык

Приложение к основной
образовательной программе
начального общего образования

ПРОГРАММА
по Русскому языку
ФГОС НОО

Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1-4 класс)
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием классов)
Количество часов 777
(базовый, профильный)

Уровень

базовый

Учителя: Юдина С.Н., Гуляева Н.Н., Дидковская С.Н.,Носкова М.А.
Срок реализации: 2019-2022 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие
русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная
устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе
являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в
различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в
целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые
средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные
монологические высказывания, письменные тексты) с учѐтом особенностей разных
видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию
партнѐра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в
сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному
выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение
применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объѐме
изученного) при на ни(и собственных и предложенных текстов; умение проверять
написанное; умение (в объѐме изученного) находить, сравнивать, классифицировать,
характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член
предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия,
проверять написанное.
«Система языка»
Раздел «Фонет ика и графика»
Выпускник научится:
• различать звуки и буквы;
• характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные;
согласные твѐрдые/мягкие, парные/непарные твѐрдые и мягкие; согласные
звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
• знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться
алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико- графический
(звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму,
оценивать правильность проведения фонетико- графического (звукобуквенного) разбора
слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:

•

соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объѐме представленного в
учебнике материала);

•

находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью
к учителю, родителям и др.

Раздел «Сост ав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
•
•

различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

•

находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться разбирать по составу слова с однозначно
выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом,
оценивать правильность проведения разбора слова по составу.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
• выявлять слова, значение которых требует уточнения;
• определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря.
Выпускник получит возможность научиться:
• подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
• различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые
случаи);
• оценивать уместность использования слов в тексте;
• •выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной
задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
• определять грамматические признаки имѐн существительных — род, число, падеж,
склонение;
• определять грамматические признаки имѐн прилагательных — род, число, падеж;
• определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем
времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Выпускник получит возможность научиться:

•
•

•проводить морфологический разбор имѐн существительных, имѐн прилагательных,
глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность
проведения морфологического разбора;
•находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги
вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся,
союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синт аксис»
Выпускник научится:
• различать предложение, словосочетание, слово;
• устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
• словосочетании и предложении;
• классифицировать предложения по цели высказывания, находить
повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
• определять
восклицательную/невосклицательную
интонацию
предложения;
• находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
• выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать второстепенные члены предложения — определения,
дополнения, обстоятельства;
• выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор
простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать
правильность разбора;
• различать простые и сложные предложения.
«Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
• применять правила правописания (в объѐме содержания курса);
• определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
• безошибочно списывать текст объѐмом 80—90 слов;
• писать под диктовку тексты объѐмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
• проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определѐнной орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных
работах.

«Развитие речи»
Выпускник научится:
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста;
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать
разговор);
• выражать собственное мнение, аргументировать его с учѐтом ситуации общения;
• самостоятельно озаглавливать текст;
• составлять план текста;
• сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие
тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать тексты по предложенному заголовку;
• подробно или выборочно пересказывать текст;
• пересказывать текст от другого лица;
• составлять устный рассказ на определѐнную тему с использованием разных типов
речи: описание, повествование, рассуждение;
• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений,
находить в тексте смысловые пропуски;
• корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
• анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст
с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для
самостоятельно создаваемых текстов);
• соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (8Ш8сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
•
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой деят ельност и
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте,
определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения
для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение
диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить
разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими
высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование,

рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения
необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте.
Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка
содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения
грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учѐтом гигиенических
требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в
соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания
прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших
собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента
видеозаписи и т. п.).
Обучение грамот е
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твѐрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твѐрдости—
мягкости согласных звуков. Функция букв е, ѐ, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребѐнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на
материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве
листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений,

написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приѐмов и
последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение
их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, ж и—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и
при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера
по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Сист емат ический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твѐрдых согласных звуков,
определение парных и непарных по твѐрдости — мягкости согласных звуков. Различение
звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости—глухости
согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный —
согласный; гласный ударный — безударный; согласный твѐрдый — мягкий, парный —
непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами
современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твѐрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ѐ, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными
корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня,
приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о
значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов
и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имѐн существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и
«что?». Различение имѐн существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных
и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имѐн
существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имѐн
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по
родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический
разбор имѐн прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и
множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределѐнная форма глагола. Различение
глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по
временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени
(спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имѐн существительных и местоимений. Отличие предлогов
от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, еѐ значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и
различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации):
восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без
союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с
однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в
слове. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:
• сочетания жи —ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочет ания чк—чн, чт, щн;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желток»,
«железный».

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имѐн существительных (ночь, нож , рож ь, мышь);
• безударные падежные окончания имѐн существительных (кроме существительных

на -мя, -ий,-ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имѐн прилагательных;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -т ься;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный
знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного
мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение,
благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств
ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими
русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на
определѐнную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование,
рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавлива- ние, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов
по предложенным планам.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учѐтом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами
сочинения; сочинения- повествования, сочинения-описания, сочинениярассуждения.

Тематическое планирование
по русскому языку
1 класс
115 часов
20 часов
80 часов
15 часов
50 часов

Обучение (грамоте) письму
1. Добукварный период
2. Букварный период
3. Послебукварный период
Русский язык

Ит ого: 165 час
2 класс

№ п/п
1
2
3
4
5
6
7

Речь
Текст
Предложение
Слова, слова, слова…
Звуки и буквы
Части речи
Повторение
Итого:

Тема

Кол-во часов
3
4
12
18
59
58
16
170

3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема

Язык и речь.
Предложение. Словосочетание.
Слово в языке и речи.
Состав слова.
Правописание частей слова
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Местоимение
Глагол
Повторение
Итого:

Кол-во часов
2ч
14ч
19ч
16ч
29ч
1ч
31ч
18ч
5ч
21ч
14ч
170ч

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

4 класс

Повторение.
Предложение.
Слово в языке и речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
Повторение .

Тема

Кол-во часов
11 ч
9ч
19 ч
41 ч
31 ч
9ч
32 ч
18 ч
170 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».